Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Александр Краснов: «На хлебе денег не заработаешь, но благодарность и уважение людей дороже»

Александр Краснов: «На хлебе денег не заработаешь, но благодарность и уважение людей дороже»

О благородной профессии хлебопёка и секретах производства товара номер один в России.

Ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный ужин не обходятся в России без хлеба. Это не просто исконно русский товар номер один, а жизнеобеспечивающий продукт, который, кстати, в нашей стране стоит в 5-7 раз дешевле, чем в США и странах Евросоюза. Александр Михайлович Краснов в отрасли хлебопечения без малого 23 года. Он успешный бизнесмен, председатель совета директоров компаний «Красносельский хлеб» и «Хлебное изобилие», президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров. А ещё – гуру в своём деле, очень простой в общении человек. Продукцию свою, кстати, бережно называет не хлебом, а хлебушком. Александр Михайлович может говорить о хлебе много и долго, с удовольствием и чувством глубокого уважения…

– Александр Михайлович, с чего начался для вас хлебный бизнес?

– С идеи. Было это в 1994 году. В стране стали появляться мини-пекарни «Дока-хлеб» и «Дока-пицца». Хлебопечение набирало популярность благодаря продвижению его известным российским предпринимателем Владимиром Довганем. Нас с другом увлекла идея своего хлебопекарного производства. Съездили в Москву на учёбу, изучили оборудование. Так появилось наше предприятие, которому в октябре исполнится 23 года. На тот момент, кроме нас, в Кирове было не больше двух мини-пекарен формата «Дока-хлеб».

– С какого сорта хлеба начали производство?

– С пшеничного формового по ГОСТу, в народе называемого «кирпичиками». Затем расширили ассортимент, включив сорта ржаного хлеба. С учётом веяний времени с 2003 года появились хлебные изделия оздоровительного направления. Мы работали над ассортиментом, чтобы соответствовать зарегистрированной торговой марке «Хлебное изобилие».

– Бизнес – это стремление заработать большие деньги, разбогатеть. Относится ли это к хлебному бизнесу?

– У нас изначально был другой посыл: не разбогатеть, а заняться благородным делом. Мы даже не думали о хлебопечении как о бизнесе. Хотелось продолжить традиции, которые на тот момент были в селе Красном. Так сложилось, что в Красное люди из областного центра и даже из-за пределов области приезжали за дефицитной продукцией. До прихода в бизнес я работал замглавы администрации Нововятского района. И когда уходил с должности, коллега сказал: «Дефицит в 1990-е закончился, и Красное опустело. А ты сделай так, чтобы народ опять стал ездить в село». Я не забыл это напутствие: сейчас в Красное вновь едут отовсюду. За нашим хлебом едут, который, что ценно лично для меня, заслужил признание и уважение среди покупателей. Хлебопечение – занятие перспективное: за счёт расширения ассортимента мы удивляли, радовали покупателей и неплохо жили. Работники предприятия получали достойную зарплату, покупали квартиры и машины. Но, конечно, мы не предполагали, что столкнёмся с нынешней кризисной ситуацией, когда рынок стал нерегулируемым. Сейчас бизнесу сложнее.

– Что из себя представляет ваш бизнес сегодня?

– Мы по-прежнему выпекаем и реализуем продукцию как через свою фирменную торговую сеть, так и через сторонних контрагентов. Но с 2015 года упали объёмы, значительно – до 50 процентов – сократился коллектив. Из-за кризиса уменьшился покупательский спрос. Приход в хлебный бизнес федеральных игроков тоже осложнил положение местных хлебопёков. Проблем вообще хватает. Одна из острейших – нехватка кадров. Очень нужны хорошие пекари. В нашем деле халтурить нельзя. Один недобросовестно сработает, выдав некачественный продукт, – и подорвёт репутацию, которую коллектив нарабатывал годами.

– Сейчас многие покупатели отмечают, что хлеб стал каким-то «ненастоящим»…

– Настоящий – это хлеб из натурального сырья, без добавления разрыхлителей, вкусовых добавок, красителей и прочего. Он должен радовать глаз, иметь чёткую форму. В настоящий хлеб хлебопёк вкладывает душу. Если хлеб чересчур мягкий, липкий, или наоборот, тяжёлый как кирпич, непропечённый или он выпечен из готовых смесей, это уже некачественный хлеб и ненастоящий.
Сейчас покупатель «подсел» на горячий хлеб. По нашей фирменной торговой сети знаю, что хлеб, выпеченный в ночную смену, покупатель берёт с меньшим желанием, ему подавай с пылу жару. Но горячий – не значит качественный. Настоящий хлеб и на четвёртый день выпечки не хуже, чем в первый.

– Это правда, что у вас на производстве до сих пор используется ручной труд?

– Да. И мы гордимся, что каждая наша булка хлеба ручной работы. Когда тесто чувствует руки человека, оно не только напитывается кислородом, становясь пышным, но и получает теплоту его души. Я не раз бывал за границей. Там мини-пекарни повсюду – в каждом квартале не по одной. И они продают хлеб исключительно ручной работы. «Красносельский хлеб» тоже не гонится за объёмами. Мы делаем ставку на качество.

– Поговорим о цене. Сейчас появилось выражение «социальный хлеб».

– Я считаю это кощунством. Однажды на совещании по вопросам сельского хозяйства и продовольствия я предложил продегустировать батон нарезной из муки высшего сорта весом 350 граммов за 8 рублей. Его привёз наш бывший работник из Москвы. Я понимал, что меньше 12 рублей такой батон стоить не может. А тут всего восемь! Резонный вопрос: из чего он сделан? После дегустации люди сказали, что это не батон, а нечто, изготовленное из некачественных отрубей, больше похожих на опилки. На совещании я заявил, что нельзя допускать, чтобы людей кормили таким фальсификатом. Но один из прошлых руководителей региона тогда сказал, что я не прав, что не все могут позволить себе батон за 12-14 рублей. И что нужно помнить о тех людях, согласных на хлеб другого качества, лишь бы меньше за него платить. Я не согласен. Нельзя выпускать фальсификат, называя его «социальным хлебом».

– Часто приходится слышать, что рентабельность российских хлебопекарных предприятий сегодня невелика. Разумное решение – повышение стоимости продукции. Но это невозможно – цены на хлеб сдерживает государство. И как быть?

– Не надо обвинять государство в том, что оно сдерживает цены и не даёт хлебопёкам вести бизнес. Цены регулирует рынок: дорогой продукт просто не купят. Но государство не должно допускать на рынок псевдохлебопёков, которых, кроме прибыли, ничего не интересует. Русь всегда славилась хлебом. Ароматным, вкусным, настоящим. И важно не растерять эту славу, чтобы хлеб по-прежнему был всему голова.

– У хлеба интересная «репутация». С одной стороны, его едят ежедневно, с другой – диетологи рекомендуют исключить из рациона тем, кто хочет улучшить здоровье и фигуру…

– Потребность в хлебе у населения действительно падает. В головах засел стереотип: от хлеба полнеют. А дело в другом – нет культуры потребления хлеба. От любого продукта, если переедать, можно располнеть. Хлеб есть нужно. И важно знать, какой. Существуют полезные виды хлеба: из ржаной муки грубого помола и цельнозерновой. Этим хлебом человек не просто наедается, а насыщает свой организм полезными веществами. Известно, например, что «Бородинский» считается хлебом долгожителей. Это ГОСТовский хлеб из ржаной муки, защищающий от многих болезней.

– Часто можно слышать, как директора хлебозаводов рассказывают о потерях, которые они несут из-за возврата нереализованной продукции. Для вас это актуально?

– Я знаю, что даже в нашем регионе есть случаи, когда непроданный хлеб грузится в КамАЗы и вывозится в лес – на корм животным. Я не представляю, как такое можно допускать. Мы работали с одной федеральной сетью два года, пока я не узнал, что они выбрасывают наш хлеб в мусорные контейнеры. Договор незамедлительно расторгли. Мы нереализованный хлеб от торговых сетей принимаем обратно, подсушиваем и делаем из него крупный сухарь, который продаём по 12 рублей за килограмм. Если бы наш пекарь увидел, что хлеб, в который он вложил душу, через 3-4 суток выбрасывается, это был бы для него настоящий шок. Поэтому мы не гонимся за объёмами – выпекаем столько, сколько можем реализовать.

– Каков же секрет вашего успеха и успеха продукции торговой марки «Хлебное изобилие»?

– Если человек делает хорошее дело с добрыми помыслами, то у него всё получается. И продукция находит признание у потребителей, и деньги приходят. Секрет, наверное, такой: работать честно, заниматься благородным делом, выпускать качественный продукт, чтобы работа являлась смыслом жизни. Работать не на себя, а для людей и на благо региона. Может, мои слова звучат пафосно, но они искренни.

Александр Михайлович Краснов
Дата рождения: 11.01.1961 д. Степаново, Вачского района Горьковской области. Образование:  высшее,  окончил Вятский государственный технический университет.
Карьера:
1992 г. – председатель правления Красносельского потребительского общества.
2002 г. – председатель Совета Красносельского потребительского общества.
2007 г. –президент Вятской гильдии и пекарей и кондитеров.
2009 г. –председатель Совета директоров ООО «Красносельский хлеб».
2008 г. – учредитель ООО «Хлебное изобилие».
Семейное положение: женат, трое детей.

Фото: Михаил Смирнов