Главная > Интервью > Андрей Скальный: «Мы работаем на перспективу»

Андрей Скальный: «Мы работаем на перспективу»

И.о. министра культуры Кировской области ответил на вопросы «КП»

Книги, театр, музыка… Темы, без которых не обойтись в разговоре с главой Министерства культуры. Что из прочитанного в последнее время произвело особенно сильное впечатление? Остаётся ли вообще время на чтение? Какие театральные постановки, кинопремьеры удалось посетить? На какие концерты сходить? С этих вопросов начался наш разговор с и.о. министра культуры Кировской области Андреем Скальным.

– Время для чтения, конечно, есть, но не так много, – отвечает Андрей Борисович. – Из последнего прочитанного я бы отметил серьёзную книгу Соломона Волкова «Диалоги с Владимиром Спиваковым». В ней много сказано о нашей культуре, о музыке, об искусстве в Советском Союзе и в России… Владимиру Теодоровичу есть что рассказать – о том, как создавался оркестр «Виртуозы Москвы», о том, как выживали музыканты в 1990–е, о дне сегодняшнем.

Если же говорить о театре, то сразу вспоминаются большие гастроли Казанского академического драматического театра имени Качалова. Две недели в Кирове – 14 спектаклей, 10 тысяч зрителей. Это действительно было интересно, и я с удовольствием посмотрел практически все спектакли.

– Помнится, существовал проект, в рамках которого к нам приезжали и столичные театры, например, мастерская Фоменко… 

– Это проект Министерства культуры России, который так и называется — «Большие гастроли». К нам приезжал московский театр ET CETERA под руководством Александра Калягина, другие коллективы. В этом году был на гастролях Театр кукол Сергея Образцова. Есть желание участвовать в данном проекте и в дальнейшем…

Конечно, Москва и Питер – самодостаточные в театральном плане города, и с заполняемостью залов там всё в порядке. И, может быть, большого желания перемещаться по стране у столичных артистов нет. Тем не менее мы должны видеть, что происходит в театральной жизни России. Нашим театральным коллективам следует учиться у более опытных мастеров, чтобы двигаться вперед.

А каково положение в кировских театрах, которые долгое время лихорадило? Так, в театре на Спасской до сих пор нет главного режиссёра… 

– Ситуация непростая. Вот заговорили о театре на Спасской – там опытный руководитель Владимир Грибанов. Сам актёр, заслуженный артист России. И если сегодня в театре в основном работают приглашённые режиссёры – не вижу в этом ничего плохого. Новый человек – соответственно новый, свежий взгляд. По факту театр работает, достаточно успешно ставит спектакли.

В драматическом театре Константин Солдатов главным режиссёром работает  полтора года. И ещё есть определённое непонимание каких-то моментов. Труппа непростая, народных и заслуженных артистов, которые прослужили в театре не один десяток лет, там много. Так что идёт сложный процесс притирки.

– Хочется спросить и о непростой ситуации в дымковском промысле, где прошло разделение – кто-то остался работать в мастерских, кто-то ушёл в надомники…

– Мне кажется, момент так называемого «разделения или развода» там уже завершился. И если мастерицы захотели некой самостоятельности – почему нет? В этом состоянии сейчас промысел и существует. И материальные претензии, организационные вопросы там уже закончились.

– Вопрос в другом: когда существовал единый промысел, была преемственность. Были ученицы, которых опытные мастерицы воспитывали на своём примере. Надомники же воспитывать смену не станут.

– Каким-то насильственным или декларативным путём эту проблему с места не сдвинуть. Сами мастерицы должны быть в первую очередь заинтересованы в развитии традиций, в продолжении истории промысла. И самостоятельно брать учеников. Инициатива должна исходить от них. Мы же готовы решать вопросы материально-технического обеспечения, предоставления площадей.

– Площади для работы, площади для выставок… Для кировчан стало уже привычным наблюдать скрытый за строительными лесами репинский особняк музея братьев Васнецовых. Когда же завершится ремонт?

– Ситуация следующая: нам не хватает средств. Поэтому подготовлена заявка в Резервный фонд Президента России на недостающие 32 миллиона рублей, которые необходимо вложить, чтобы особняк наконец заработал. Так что ждём финансовой помощи…

Если продолжать разговор про музей братьев Васнецовых, то скажу, что у нас есть желание отремонтировать и новое здание. Там тоже возникают проблемы по усадке строения, кое-где начинает отпадывать облицовочная плитка. И здесь мы также вышли на Резервный фонд Президента страны: смета порядка 11 миллионов рублей.

– А про краеведческий музей при этом не забыли?

– Здание на улице Ленина, 82, – уже не наше.  А здание, в котором сейчас находится краеведческий музей, активно используется. К тому же у музея много филиалов. Но есть проблемы с посещаемостью, наблюдается реальный отток посетителей.

– Некоторые утверждают, что причина тут — в расположенных по соседству частных музеях.

– Вовсе нет. Мы много говорим о том, что государство должно развивать государственно-частное партнёрство. Соответственно, все музейщики должны работать дружно, проводить совместные акции. Мы находимся практически на одной территории, занимаемся практически одним делом, и уже есть предложения от бизнесменов по выпуску, например, единого билета для посетителя. По этому билету можно будет посетить и краеведческий музей, и музей Хлынова, и музей шоколада…

Я могу привести здесь пример работы музея Циолковского авиации и космонавтики, где практически любая выставка, любой новый экспонат позиционируются как событие. В итоге – большое количество экскурсий, и крохотное здание на Преображенской весьма прилично зарабатывает.

– А в перспективе ещё открытие Детского космического центра…

– Совершенно верно. С открытием Детского космического центра у нас появятся совершенно другие возможности. И мы уже сегодня думаем над концепцией его работы.

– Ещё одна проблемная тема – состояние наших библиотек. Помнится, в 2015 году, объявленном в стране Годом литературы, в области было закрыто около 70 библиотек. Десятая часть от общего числа!

– Согласен, с муниципальными  библиотеками, которые находятся в районных центрах, не всё просто. Слава Богу, но сегодня уже не идёт речь о каких-то оптимизационных процессах. По большей части они уже завершены.

Выезжая в районы, я всегда посещаю библиотеки. В последнее время с удовольствием бываю в библиотеке села Зимник Кильмезского района. Впервые приехал туда зимой: топится печь, сидит библиотекарь, работает компьютер, есть доступ в интернет. Спрашиваю: «Народ ходит?» – «Народ ходит! И просит новые книги. И просит новые издания. Перечитано уже всё…» Так что культура на селе жива. И средства на подписку и на приобретение новых книг выделяются. Хотя, на мой взгляд, в недостаточном количестве. Хотелось бы больше.

– Порой складывается впечатление, что финансирование культуры идёт по остаточному принципу.

– Недавно я ознакомился с документами Государственной думы, которая выходит с предложением на правительство Российской Федерации о финансировании культуры в размере 3 процентов консолидированного бюджета. Сегодня бюджет культуры в бюджете России составляет 0,7 процента. Задумаемся: всего 0,7 процента! На мой взгляд, это мизер. Если же говорим о культуре Кировской области, то у нас этот показатель несколько выше.

Конечно, хотелось бы больше. Повторю банальную истину: не будет развиваться культура, не будет развиваться общество. Это звучит пафосно, но всё же: чем лучше работают библиотеки, театры, музеи – тем больше воспитанных, образованных, грамотных людей. И в Кировской области, и в стране в целом.

– Скажите, Андрей Борисович, а вам, музыканту, много лет отработавшему в культуре, трудно ли было принять решение о переходе на работу в правительство?  

– Очень трудно. Конечно, по большому счёту директор филармонии – это тот же администратор. Но там есть определённое преимущество: практически каждый день я видел конкретный результат своего труда. И получал от этого удовольствие. Вот удалась концертная программа – я сразу вижу в зале реакцию зрителя и понимаю, что сделал хорошее дело.

В министерстве мгновенного результата нет. Мы во многом работаем на перспективу. И это тоже крайне важно. Хотя и здесь есть приятные моменты.  Вот мы закрывали гастроли Казанского театра, и я понимал, что гастроли удались. Когда зритель после каждого спектакля минут пятнадцать аплодировал стоя –  это ли не успех, это ли не результат?! Для этого мы и работаем. Когда десять тысяч человек говорят, что было здорово – это дорогого стоит.