Главная > Власть > Дороги на миллиард

Дороги на миллиард

И.о. министра транспорта Михаил Поршнев – о том, как Кировская агломерация получила средства на ремонт дорог впервые за 15 лет, и о том, как сделать так, чтобы федеральные вливания не иссякли

БКД как спасение

Ремонт дорог в Кирове, пожалуй, самая обсуждаемая тема весны и лета 2017 года. Это неудивительно, ведь масштабных дорожных работ столица области не видела 15 лет. Ремонт покрытия и стандартные мероприятия по содержанию дорог – вот и всё, на что могли рассчитывать кировчане. В этом году благодаря инициативам правительства Кировской области регион получил финансирование в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

Только в 2017 году будет отремонтировано 134 км дорог на общую сумму 1 575, 441 рублей. Из них более 1 млрд. рублей направили на Киров, 95,3 млн. рублей получил Слободской и 26,7 млн. рублей – Кирово-Чепецк. Объём финансирования для агломерации беспрецедентный, но недостаточный, чтобы сразу привести дороги в идеальное состояние. Поэтому особенно важно провести работы на высочайшем уровне. Жертвовать качеством мы просто не вправе. От того, насколько эффективно освоим выделенные средства, зависит федеральное финансирование в следующем году.

К счастью, здесь нас не подвела общественность. Даже федеральные контролирующие структуры отмечают, что такой активности нет нигде в регионах, участвующих в программе. На призыв главы региона Игоря Васильева лично следить за качеством работ откликнулись сотни инициативных кировчан. Сегодня приёмка работ не проходит без участия представителей ОНФ, Общественной палаты, местных блогеров и активистов. И это правильно. Как отмечает Игорь Васильев, именно население – главный заказчик работ, а значит, объекты не могут быть приняты без общественного одобрения.

 

50% дорог – в норме в 2018 году

 

В 2018 году мы рассчитываем отремонтировать в рамках БКД ещё 132 км дорожной сети Кировской агломерации. На эти цели будет направлено 1,6 млрд. рублей. В следующем году не менее 50% дорог должны соответствовать нормам, а к 2025 году эта цифра увеличится до 85%.

И если нынче, по условиям Минтранса, важно было отремонтировать как можно больше километров, то на следующий год мы рекомендуем муниципалитетам не гнаться за объёмами, а сделать упор на качестве. Помимо непосредственно замены дорожной одежды в проект можно заложить обустройство ливневой канализации, установку светофоров, создание разделительных полос, разметки, бордюров. Километр в этом случае обойдётся дороже, но такой подход эффективнее и в конечном счёте выгоднее. Но к получению финансирования в следующем году нужно готовиться уже сегодня. Так, ливневая канализация – это капиталоемкое сооружение, для которого необходима проектно-сметная документация. Поэтому городу необходимо заранее планировать средства и время на предпроектные работы и, собственно, подготовку ПСД.

 

Гармония движения

 

Стоит отметить, что проект «БКД» подразумевает не только приведение дорог в соответствие с нормами и снижение числа ДТП, но и оптимизацию транспортных потоков и синхронизацию развития всех видов транспорта городских агломераций. Транспортная сеть в Кирове, очевидно, требует серьёзной модернизации.

Федеральный Минтранс поручил нам разработать единую карту оптимизации движения в городе. Уже создана межведомственная рабочая группа, которая займется этим вопросом. Необходимо уменьшать число перекрёстков и нерегулируемых поворотов налево, вводить круговое и одностороннее движение, синхронизировать работу светофоров и т.д. В целом гармонизировать движение в городе.

 

Обновлённые дороги в районах

 

Безусловно, не останутся без внимания и транспортные артерии области. Из дорожного фонда региона мы ежегодно выделяем субсидии местным бюджетам на ремонт и содержание районных дорог.

В 2017 году запланирован ремонт дорог местного значения в 21 районе области, в Нагорском районе отремонтируют мосты, в Лебяжском районе – трубы. Сейчас идут процедуры заключения муниципальных контрактов. Работы должны быть проведены в сентябре – октябре текущего года.

Отдельные средства предусмотрены на строительство автомобильных дорог в сельской местности. Объём государственной поддержки на эти цели только нынче составил 285,8 млн. рублей.

В 2018-м году мы планируем отремонтировать в области более 88,5 км дорог (регионального или межмуниципального значения) на сумму 1 057,7189 млн. рублей. План дорожных работ будет сформирован в августе текущего года.

 

Перспективы дорожного комплекса

 

Как известно, ремонт – это необходимая мера для поддержания дорог в рабочем состоянии. Развитие региона требует более глобальных мер и строительства новых объектов дорожной инфраструктуры. С учётом дефицитного бюджета, мы, к сожалению, не можем рассчитывать на увеличение финансирования из областной казны. Только на средства дорожного фонда, который формируется из транспортного налога и акцизов. Дополнительные доходы действительно идут прежде всего на социальную сферу. Поэтому для решения наиболее актуальных проблем по развитию дорожного комплекса области мы планируем использовать механизмы государственно-частного партнёрства.

В проработке сейчас три проекта. Один из них – строительство автомобильной дороги «Западный обход г. Кирова». Как известно, пропускная способность большинства дорог областного центра и подъездов к городу себя полностью исчерпала. Альтернативных дорог за его пределами нет, и единственный выход здесь – строительство участка Западного обхода Кирова, который соединится с существующим Южным обходом.

Потенциальный концессионер от бизнеса на этот проект уже есть. Однако без софинансирования федерального и областного бюджета не обойтись, сметная стоимость объекта более 17 млрд. рублей. Предполагается сделать дорогу платной, установить весовой и габаритный контроль, видеофиксацию нарушений. Инвестор в данном случае сможет получать часть доходов от использования объекта.

Получить дополнительный доход бюджету региона позволит и строительство оборудованных штрафстоянок, где ГИБДД сможет задерживать машины, идущие с перегрузом и штрафами. Аналогичные проекты реализованы в Татарстане, Нижнем Новгороде и доказали свою эффективность.

Ещё один важный проект – установка рамок весогабаритного контроля на региональных трассах Киров – Яранск и Киров – Вятские Поляны. Это необходимая мера, поскольку в ближайшее время установят рамки системы «Платон» на федеральной трассе Пермь – Кострома и большегрузы будут объезжать их через область. Это может нанести нашим трассам колоссальный ущерб.

Дороги области – это артерии региона, их состояние напрямую сказывается на развитии бизнеса, промышленности, туризма, инвестиционной привлекательности. Правительство Кировской области в полной мере осознает важность развития дорожного комплекса и прикладывает все силы для привлечения дополнительных средств.

Глава региона Игорь Васильев в рамках проведения Дней Кировской области в Совете Федерации лично поднял вопрос дополнительного финансирования ряда инфраструктурных объектов региона из федерального бюджета. В результате Совет Федерации направил в Правительство РФ перечень рекомендаций по финансированию региональных проектов. Сенаторы рекомендовали Правительству РФ профинансировать строительство путепровода с реконструкцией ул. Ивана Попова, участка Опарино – Альмеж объёмом более 600 млн. рублей, а также включить автодорогу «Западный обход Кирова» в госпрограмму развития транспортной системы.

 

Михаил ПОРШНЕВ

И.о. министра транспорта Кировской области

www.kirovreg.ru