Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Почему Виктор Савиных стал Виктором Алёхиным

Почему Виктор Савиных стал Виктором Алёхиным

12 октября на экраны страны выйдет новый художественный фильм «Салют-7». Премьера, которую многие ждали с нетерпением. А кировчане особенно, ведь прототипом главного героя стал наш земляк, космонавт Виктор Савиных.

Про фильм задолго до его первых показов начали говорить: «Это – главное и наиболее ожидаемое кино осени-2017». Сюжетом для картины стал самый сложный полёт в истории не только отечественной, но и мировой космонавтики. 1985 год. Двое советских космонавтов – Виктор Савиных и Владимир Джанибеков — отправляются на орбиту, чтобы выполнить сложнейшее задание – реанимировать не подающую признаков жизни космическую станцию «Салют-7». Цена ошибки высока: в «лучшем» случае станция, напичканная разработками ученых СССР, может попасть к американцам, в «худшем» — упасть на Землю и стать причиной гибели большого количества людей. Конечно, есть и вариант, что станцию удастся оживить и вернуть под контроль ЦУПа, но это – лишь при очень большом везении. За спиной космонавтов знающие люди называют их не иначе, как смертниками…

Итак, семь фактов про фильм «Салют-7».

1. Про имена героев

Таков сюжет фильма. Всё, почти как в реальности, хотя создатели добавили и художественного вымысла. Именно поэтому у главных героев этих событий на экране «изменились» имена. Виктор Савиных стал Виктором Алёхиным, а Владимир Джанибеков — Владимиром Фёдоровым.
По словам актёра Павла Деревянко, задачи добиться портретного сходства с Виктором Петровичем перед ним не стояло. С личной встречей исполнителя роли и его прототипа создатели картины особо не спешили. Единственное, что сделал актёр, чтобы приблизиться к образу уроженца Кировской области, — внимательно прочёл книгу Виктора Савиных «Записки с мёртвой станции».

2. Про подготовку

Подготовка к съемкам заняла целых восемь месяцев. Для современного кино с его техническими возможностями – срок вполне приличный. Сами съемки длились около полугода. В большом ангаре, расположенном в городе Всеволжск под Санкт-Петербургом, построили декорации. Среди них – «Салют-7» (причём в натуральную величину), Центр управления полётами и дома героев. Стоимость картины, по словам создателей, составила 580 миллионов рублей. Это примерно в 15 раз меньше суммы, которая ушла на американский фильм про космос «Гравитация», с которым «Салют-7» сравнивают многие кинокритики.

3. Про тренировки

Актёр Владимир Вдовиченков рассказывает, что ради фильма ему и Павлу пришлось пройти настоящую «космическую» медкомиссию, а затем ещё и сбросить вес. Актёры будто действительно готовились к полёту. И, как говорит Вдовиченков, хорошо, что готовились: съемки оказались очень непростыми.
Чтобы почувствовать ощущение невесомости, Деревянко и Вдовиченкова подвешивали на тросах и подвёсах. Целью было не накачать мышцы, а научиться владеть своим телом и балансировать так, как это делают в реальном полёте покорители космоса.
Ощутить невесомость помогли и полёты на самолёте ИЛ-76, во время которых моделировалось ощущение свободного падения. Для актеров оно длилось по 26 секунд. За полет неприятные ощущения приходилось испытать до десятка раз. Давалось это нелегко. В интервью актеры признавались, что после таких тренировок приходилось отлёживаться целый день.

4. Про невесомость

Невесомости в фильме «Салют-7» больше, чем в любой другой картине, снятой мировым кинематографом о космосе. Как подсчитали в кинокомпании «СТВ», общая продолжительность эпизодов с невесомостью — ровно сорок минут. Не исключено, что это позволит занести картину в «Книгу рекордов Гиннесса».

5. Про вещи в фильме

Скафандры, в которых снимались актёры, были настоящими. Ранее они успели побывать в космосе. Среди предметов, которые фигурируют в картине, немало примет времени: олимпийский мишка, улетающий в космос; кассетные магнитофоны, с которых звучат песни Пугачевой и Высоцкого, программа «Время» с рассказом о «Стратегических оборонных инициативах» американцев. Костюмеры тщательно подобрали и одежду – куртки, шапочки и даже кеды как в 1980-е.

6. Про операторов

Съемки вели сразу два оператора. Иван Бурлаков работал над «земными» эпизодами. Сергей Астахов (фирменный почерк которого известен по картинам «Брат» и «Брат-2») – над космической частью. Критики считают, что события на земле сознательно показаны сдержанно – чтобы получился контраст с космосом, где все в несколько раз драматичней и сложнее.

7. Про жанр

По поводу жанра фильма мнения расходятся. Кто-то называет его драмой. Кто-то – фильмом-катастрофой. Кто-то – экшеном (ведь фильм можно посмотреть не только в обычном, но и в 3D-формате). Есть и те, кто утверждает, что фильм – в определённой степени возвращение к существовавшему в СССР жанру картин о людях труда.
Впрочем, не столь важно, к какому жанру можно отнести фильм. Важнее, что прототипы главных героев — Виктор Савиных и Владимир Джанибеков – «Салют-7» посмотрели и одобрили. За исключением некоторых моментов. Например, эпизода, в котором космонавт курит на космической станции. Такого, конечно, не было и быть не могло, заверили Виктор Петрович и Владимир Александрович.

Фото: ctb.ru/films/salyut-7