Главная > Интервью > Юрий Лаптев: «Бездефицитный бюджет не самоцель»

Юрий Лаптев: «Бездефицитный бюджет не самоцель»

Интервью с руководителем Контрольно-счётной палаты Кировской области.

На днях депутатам областного Законодательного собрания предстоит принять отчет регионального минфина об исполнении бюджета в 2016 году и утвердить поправки в бюджет этого года. Накануне руководитель Контрольно-счётной палаты Кировской области Юрий Лаптев поделился с «Кировской правдой» своей оценкой представленных минфином документов.

Необходимо грамотное планирование

– Как бы вы в целом оценили отчёт министерства финансов об исполнении бюджета в 2016 году?

– При проверке отчёта нашей главной задачей было установить соответствие отчётности тем требованиям, которые предъявляют к ней Бюджетный кодекс РФ и соответствующие подзаконные акты. Кроме того, мы проверили отчёт на наличие недостоверной или неполной информации. Согласно нашему заключению, которое утверждено на коллегии КСП, нарушений бюджетного законодательства не установлено. Бюджет исполнен в тех параметрах, которые ранее планово были утверждены.

– Значит, всё хорошо и говорить не о чем?

– Я бы так не сказал. Выявление нарушений – лишь небольшая часть той работы, которую мы провели. Но мы сделали также анализ того, как складывалось исполнение бюджета. И вот здесь есть о чём поговорить. Несмотря на то, что при формировании показателей бюджета в основу был положен сдержанный сценарий социально-экономического развития, половина из того, что прогнозировалось, не выполнено. Не выполнены ключевые показатели, как, например, темпы роста объёма инвестиций в основной капитал, денежные доходы населения, фонд начисленной заработной платы. И это, естественно, не могло не сказаться на исполнении бюджета. В данном случае мы в очередной раз поднимаем вопрос о точности прогнозирования, отсутствие которого существенно повышает бюджетные риски.

За прошлый год мы недополучили налога на прибыль порядка 1,5 миллиарда рублей. Причины этого хорошо известны: прежде всего отсутствие прибыли у крупнейшего налогоплательщика – «УРАЛХИМа». Остаться в рамках плановых параметров помогло увеличение поступления доходов от акцизов на нефтепродукты за счёт роста ставок.

Если же говорить о поступлениях самого главного источника формирования бюджета – налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то и здесь далеко не всё так хорошо. Несмотря на то, что в целом его объём оказался выше, чем за предыдущий период, плановое значение всё же не достигнуто.

Неналоговые доходы. Они составляют небольшую долю в источниках доходов. Очень небольшую. Здесь увеличился объём дивидендов от акционерных обществ. Из шести АО с областным участием только два показали убыток. Это аэропорт «Победилово» и Корпорация развития Кировской области. В сумме он составил порядка 80 миллионов рублей.

Снизили отчисления от прибыли унитарные предприятия. Они внесли в бюджет на 3,5 миллиона рублей меньше, чем в 2015 году.

При анализе доходной части бюджета мы обратили внимание на то, что главные распорядители бюджетных средств иногда сознательно занижают плановые показатели. На это указывает значительное перевыполнение плана. Например, в части приватизации областной собственности плановый показатель превышен в 27,5 раза. А коль мы так неточно прогнозируем доходы, то нам сложно будет балансировать и расходы.

– А что с расходами?

– Наш бюджет, как, впрочем, и российский в целом, является социально ориентированным. За прошлый год область все свои соцобязательства выполнила в полном объёме.

Однако и в расходной части есть негатив. И главное, впервые за несколько прошедших лет в областном бюджете появилась просроченная кредиторская задолженность, то есть обязательства, которые правительство не смогло погасить в установленный срок. Нужно ли говорить, что кредиторы в этом случае имеют право не только взыскать сумму долга, но и потребовать уплаты пеней?

Мы также проанализировали исполнение 23 государственных программ, лежащих в основе расходной части бюджета. На наш взгляд, главное упущение – то, что на основании исполнения госпрограмм сложно оценить стратегическое развитие отраслей. Программы абсолютно не привязаны к Стратегии социально-экономического развития Кировской области. Да и последняя, с момента её принятия в 2008 году, корректировалась только один раз – в 2009-м году. Понятно, что она уже не актуальна. Остаётся надеяться, что вновь сформированная рабочая группа сможет выработать параметры новой стратегии развития региона.

– Когда говорят о бюджетных расходах, часто применяют термин «освоение бюджетных средств». Наши органы исполнительной власти в полной мере использовали выделенные финансовые ресурсы?

– Нет. На конец 2016 года мы имели 1,7 миллиарда рублей неосвоенных средств в рамках существующих госпрограмм. Основная их часть пришлась на программу развития транспортной системы. Немалая часть денег оказалась неиспользованной и по программе развития моногородов.

Собственные доходы растут

– Вы проанализировали поправки в действующий бюджет. Удастся ли сохранить такой важный его параметр, как бездефицитность?

— Я считаю, что эта задача сегодня неактуальна. Гораздо важнее удержаться в параметрах, которые определяются соглашениями с федеральным Минфином. Дефицит должен быть не более 10% от собственных доходов региона. Пока мы в него укладываемся. Более того, текущими, майскими, поправками мы уменьшаем дефицит на 53 миллиона рублей.

– Но ведь на начало года анонсировалось отсутствие дефицита?

– Да. Но это всего лишь вопросы текущего исполнения бюджета. Гораздо важнее, с каким дефицитом или без него мы закончим финансовый год.

– Удалось ли области увеличить собственные доходы в 2017 году?

– Пока рано говорить об этом. С начала года увеличен только первоначальный прогноз по налогу на прибыль на 1000 миллионов рублей, что, скорее, свидетельствует о занижении планового показателя, о чём Контрольно-счётная палата отмечала в своём заключении на проект бюджета.

– Сегодня в некоторых СМИ вновь поднимается тема государственного долга Кировской области. Все мы помним, что глава региона Игорь Васильев, когда принимался бюджет на 2017 год, говорил, что мы дошли до предела наращивания долга. И согласно отчета министерства финансов, на 1 января 2017 года он составлял немногим более 26 миллиардов рублей. Однако уже в марте тот же минфин назвал другую цифру – свыше 27 миллиардов рублей. Означает ли это, что область продолжает наращивать госдолг?

– Ситуация аналогична наличию дефицита. Идёт процесс исполнения бюджета. В январе-феврале поступления в бюджет, как правило, ниже, чем в среднем по году. При этом социальные выплаты нужно производить в полном объёме. Сделать это можно, привлекая краткосрочные федеральные кредиты. Этим и объясняется изменение размера госдолга в первые месяцы года, которое мы наблюдаем. В остальном же Минфин России жёстко отслеживает ситуацию.

Говоря о госдолге, мы бы рекомендовали областному правительству продолжить работу по замещению коммерческих кредитов бюджетными. Кроме того, просто необходимо произвести реструктуризацию бюджетных кредитов, выданных ранее сроком на три года, в сторону продления периода их погашения. Оптимально было бы их продлить на 20 лет.