Главная > Культура > Архивист раскрывает тайны железных дорог

Архивист раскрывает тайны железных дорог

О книге Владимира Жаравина «Железные дороги на Вятке. История строительства», отмеченной специальным дипломом «Исторические разыскания» выставки-конкурса «Вятская книга года – 2018».

Благодаря выходу в свет этого обобщающего издания наконец ликвидировано одно из белых пятен вятского краеведения, интерес к которому, конечно, давно существовал. Дело в том, что посвящённые «железнодорожной» Вятке нечастые газетные публикации не давали общего представления об интересном и важном процессе, а ещё более редкие отдельные издания часто грешили фантазиями и полуправдой.

За вятскую «железнодорожную державу» и стало обидно Жаравину – человеку широкой эрудиции, автору обстоятельных трудов, посвящённых, в частности, истории музейного дела, биографиям классиков вятского родинознания и земляков, оставивших заметный след в местной культурной жизни.

Ещё будучи сотрудником областного краеведческого музея, Владимир Сергеевич обратился к новой для себя теме, найдя в кировских архивах настоящий Клондайк, «старателями» которого оказались как вятские деятели (например, А.Н. Кузнецов, М.М. Синцов, А.П. Батуев), так и люди, чьи имена хорошо известны в России (С.Ю. Витте, С.И. Мамонтов, П. И. Мельников-Печерский, Н.Г. Гарин-Михайловский).

Немало ценного по истории железнодорожного строительства в советское время исследователь почерпнул в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ныне структурное подразделение по работе с документами КПСС и общественных организаций Центрального государственного архива Кировской области). Работе здесь он отдал много лет, в качестве сотрудника отдела использования архивных документов трудится и сейчас.

Не желая «чахнуть» над собранным им краеведческим «златом», Жаравин активно знакомил земляков со своими находками, выступая на научных конференциях и заседаниях краеведческих клубов, публикуя статьи и очерки в сборниках и периодической печати. Но эти разбросанные по, как правило, малотиражным изданиям «камни» могли составить целое «здание» лишь будучи собранными воедино, что и сделал исследователь-энтузиаст в пока единственной в своём роде книге, вводящей в исследовательский оборот массу нового интересного материала.

Познакомившись с этим трудом, читатель зримо представит себе все перипетии прошлого вятской «железки», связанной с общей историей страны, узнает о подвижнической деятельности заботившихся о благополучии родного края ревнителей прогресса, освободится от ложных представлений, распространявшихся в своё время через некоторые средства массовой информации.

Должному восприятию содержания книги помогут многочисленные (в большинстве своём впервые публикуемые) фотографии из фондов областных и районных музеев, архивов и библиотек, а также из личного собрания автора, карты железнодорожных путей.

Владимир СЕМИБРАТОВ