Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Вклад графов Строгановых из… антирелигиозного музея

Вклад графов Строгановых из… антирелигиозного музея

Древнерусский памятник лицевого шитья – плащаница «Положение во гроб, с избранными святыми», – отреставрированный в Центре имени академика И. Грабаря, вернулся в Кировский областной краеведческий музей.

Плащаница. В переводе с древнерусского – покрывало, простыня. Считается, что самая ранняя плащаница с подобным сюжетом – «Положение во гроб, с избранными святыми» была вышита в середине XVI века и хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Иисус Христос изображён на ней в том положении, в каком он был снят с креста. Аналогичную работу позже выполнили для Новоспасского монастыря. И наша плащаница – среди искусствоведов её называют «вятской» – третья. По времени это произведение древнерусского искусства второй половины XVII века…

В чем же особенность «вятской» плащаницы, ведь средник – центральная часть – выполнен по образу и подобию плащаницы Успенского собора Московского Кремля? Уникальна кайма по периметру: святые изображены здесь исключительно вятские и пермские. Это ещё одно свидетельство давней исторической связи вятской земли с Пермским краем.

К тому же плащаница – настоящий памятник лицевого шитья. Здесь использована техника золотного рукоделия. Уникальная, кропотливейшая работа! Заключается она в том, что на тонкую нитку из шёлка наматывалась ещё более тонкая проволочка, толщина которой, как человеческий волос. Из золота. И получалась пряденая крученая нитка золоченая. Её и называли золотной. И этой ниткой прошивалось всё полотно снизу доверху. Красная основа плащаницы практически полностью скрыта этими золотными нитями. А в том месте, где прошивалось полотно, перпендикулярно прихватывался маленький шовчик – делался стежок шёлковой нитью. Получался своеобразный орнамент.

– Предположительно, наша плащаница – это вклад графов Строгановых в Никольский храм города Хлынова. Это конец XVII века, – рассказывает научный сотрудник краеведческого музея Людмила Сенникова. – Когда Никольский храм сгорел, она находилась в Кафедральном соборе, главном храме города Вятки… Впрочем, долго бытовала легенда – и многим хотелось в это верить, что плащаница была передана в Успенский собор Трифонова монастыря. Не исключено, что первоначально так оно и было. Ведь Трифон Вятский был тесно связан со Строгановыми. По их инициативе он и отправился на Вятку… Затем эта плащаница оказывается в антирелигиозном музее, а позднее поступает в фонды Кировского областного краеведческого музея.

За 300 лет плащаницу практически впервые подновили так основательно и профессионально. В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» были выделены немалые средства, реликвию увезли в Москву, и в течение трех лет она подвергалась реставрации. Была проведена расчистка, удалены дефекты, пятна органического загрязнения, пятна от восковых свечей. И вместе с тем реставраторы очень тщательно, очень осторожно и деликатно подошли к своей работе – они сохранили следы времени.

Начиная с середины октября в течение трех месяцев «вятская» плащаница – «Положение во гроб, с избранными святыми», аналогов которой нет, будет выставлена в исторической экспозиции краеведческого музея.

Фото автора