Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Вятский сказочник и книжник

Вятский сказочник и книжник

8 октября исполнилось 110 лет со дня рождения Леонида Владимировича Дьяконова, знаменитого вятского писателя, фольклориста, общий тираж книг которого – около 5 миллионов экземпляров.

Леонид Дьяконов – знаковая фигура провинциальной Вятки-Кирова ХХ века. Рождённый в 1908 году, накануне великих потрясений, он пережил со своей страной весь её тернистый путь и умер в 1995 году, во время перестройки – времени новых социальных переустройств.

Биографию Дьяконова писала сама жизнь. Пройдя тяжкие испытания, он не сделал их своей главной темой, а избрал другой путь – созидания, осмысления, запечатления времени.

Семья

Истоки его нравственной позиции, прежде всего – в родословной. Со стороны матери – Людмилы Андреевны Дьяконовой, дочери уржумского дворянина, младшей из трёх сестер, окончивших на средства благодетелей Мариинскую гимназию и получивших право «домашних наставниц». Старшая из них, Ольга Андреевна, заменившая рано умершую мать для шестерых сестёр и братьев, первая стала сельской учительницей и, как было свойственно передовой интеллигенции того времени, записывала местный вятский фольклор и писала стихи. Лидия удачно вышла замуж за агронома Алексея Заболотского. В этой семье родился Николай Заболоцкий – известный русский поэт, получивший в наследство материнскую любовь к книге и отцовское знание природы.

Людмила – младшая из сестер, тоже учительница, была увлечена революционным движением, набиравшим силу в начале ХХ века. И состояла на учёте в жандармском управлении. Позже, родив сына, оставшись одна, воспитывала его с помощью старшей сестры Ольги, переехавшей в Вятку, и должно быть, разочаровавшись в политических «играх», она посвятила себя слову – работала всю жизнь корректором и редактором в типографии, выпускающей местные газеты. Именно с типографии в 1925 году начал свой рабочий путь семнадцатилетний поэт Лёня Дьяконов, переведённый через два месяца уже в литературные сотрудники «Вятской правды».

Место под солнцем

Конечно, как это бывает в юности, ему хотелось определиться с профессией, уехать из дома, завоевать себе место под солнцем. Романтически настроенный, он отправляется на Урал. Но, поработав недолго на Исетском заводе, скоро возвращается домой.

Но чего-то большего хотелось всё равно. С другом Игорем Франчески в 1928 году они поехали в Ленинград. Но устроиться на работу здесь не получилось, и Дьяконов снова вернулся в Вятку – уже как практикант в типографию. Был зачислен на должность подчитчика-корректора, а через 10 дней после начала работы назначен временным репортёром в «Вятскую правду».

Проработав два года, молодой журналист опять пустился в путь. На этот раз неожиданно в Казахстан, в город Алма-Ату. Его коллегами в газете «Советская степь» оказались поэты Николай Молчанов и его жена Ольга Берггольц, ставшие на долгие годы его друзьями. И разве он мог предположить, что эта дружба будет иметь трагическое продолжение в его родном городе, куда он снова вернётся…
Он работал в газете, но одновременно занимался и фольклором. В 1933 году состоялся его поэтический дебют в литературном альманахе «Трудодни» под псевдонимом Леонид Анк. Он уже числился в списке литературного актива области, готовил досоветскую часть книги «Фольклор Кировской области». Налаживалась и личная жизнь.

Годы испытаний

Но – неожиданное увольнение с работы. Формулировка: «уволен в связи с разоблачениями его связей с авербаховцами». В апреле 1938-го его арестовали. Через четырнадцать месяцев дело было прекращено, но реабилитировать его «забыли». Сделали это только в 1994 году… Вспоминать об этом даже через десятилетия ему было тяжело.

Вдова друга Дьяконова Игоря Франчески – Вера Ивановна написала в воспоминаниях: «Дьяконова, как и всех, били, пытали, не давали спать. При допросах выколачивали признание в том, к чему он не был причастен. К тому же он понимал, каково было матери и жене, оставшимся без его помощи, да ещё в таком положении (она ждала ребёнка). Он потерял жену, которой пришлось отказаться от мужа. Ребёнок умер…»

После тюремных избиений Леонид Владимирович потерял память. Его перевели на обследование в психиатрическую больницу, из нее – в институт им. Сербского. А оттуда, как инвалида, списали в Кировскую психиатрическую больницу.

После возвращения домой его спасала работа над собранным фольклором. Перебирая, перечитывая его, он по-новому почувствовал вековую мудрость народной философии, красоту слова. Он стал систематизировать записи, раскладывая по стопкам и папкам…

А тем временем началась война. Писатель сидел один в нетопленой комнате, полуголодный (из-за мизерного пайка) и даже не представляющий, как им с мамой выжить. Однако судьба повернула колесо фортуны.
В дверь постучали. На пороге стояли две, судя по одежде, не местные женщины. Это были редакторы издательства «Детгиз», эвакуированного в Киров. Несмотря на войну (детство-то не отменяется!), они были настроены на работу. Но не хватало авторов – кто воевал, кто был в эвакуации.

Первые книги

В результате в самый разгар войны в 1942 году вышла первая книжка Дьяконова «Песенки-байки» с иллюстрациями Евгения Чарушина. А следом были напечатаны ещё две книжки – «Сказки о храбрецах-удальцах» и «Храбрые и ловкие». Так родился новый детский писатель.

Фольклорные книги спасли маленькую семью от голода и вернули интерес к работе. В 1949 году Евгений Чарушин и драматург Евгений Шварц дали Леониду Владимировичу рекомендацию для вступления в Союз писателей страны. Это было не только признание, но и социальная защита – пусть небольшие, но писательские льготы.

Ещё одна важная встреча произошла в это время. С молодой женщиной – хирургом Лизой Фалалеевой, которую он знал еще девочкой. Она к этому времени уже успела поработать в прифронтовых госпиталях, а впоследствии стала главным врачом Кировской железнодорожной больницы. Вместе они прожили долгую счастливую жизнь, Леонид Владимирович стал замечательным отцом Виктору – сыну Елизаветы Степановны.

Изучение народного творчества для детей побудило Дьяконова писать собственные поэтические произведения – стихи и сказки для маленького читателя. Позднее он объединил их в книгу «Жила-была царевна». Она много раз, так же, как книга, составленная из вятских народных сказок, песен и загадок «Волшебное колечко», издавалась и переиздавалась в Кирове, Москве, Горьком, Новосибирске, сделав его самым «тиражируемым» из кировских писателей (4 965 000 экземпляров).

Обратился он и к детской прозе. Повесть «Олень – золотые рога», рассказывающая о жизни мальчика в Вятке начала ХХ века, на долгие годы стала любимой книжкой вятских ребят. Читая её, они словно становились свидетелями детства их матерей и отцов, представляли жизнь родного города в сложные революционные годы. Атмосфера старой Вятки, её деревянных улочек, образ старушки, делающей дымковскую игрушку – оленя-золотые рога, была теперь их недавней историей.

Эта книга трогала сердца не только детей. Ведь не случайно же скульптор, председатель местного Союза художников М.М. Кошкин обратился к нему с просьбой написать книжку о нашей знаменитой дымковской игрушке. Этот полноцветный альбом «Дымковская глиняная расписная» был издан в Ленинграде в 1965 году.
И ещё одна прозаическая книга осталась нам от Леонида Владимировича – «Вятские годы Николая Заболоцкого» Скрупулёзно и неторопливо, собирая свидетельства, письма, воспоминания, работал он над ней. Эта книга – об их общей родословной…

Фигура в толпе

Эрудит, интеллигент – это о нём. Свой кругозор, свой литературный опыт, свою щедрую, несломленную душу и юморной взгляд на повседневность он щедро дарил и друзьям, и ученикам. В любой компании, где присутствовал «старик Дьяконов», как он любил себя называть, было умно и искромётно весело. Он задавал тон разговору о литературе, сыпал экспромтами, которые, увы, никто не записывал. Недолго он вёл занятия в областном литературном клубе «Молодость», но никогда не отказывался от проведения семинаров, от написания рецензий на рукописи. И все, кто с ним соприкасался, становились его поклонниками, его учениками. По его примеру самообразовываясь, заводили библиотеки.

Зная его городские маршруты, проходя по ним, часто ловлю себя на том, что ищу в толпе его высокую, чуть наклоненную вперёд, словно преодолевающую напор ветра, фигуру с заложенными за спиной руками. Всегда было ощущение, что он смотрит выше и дальше всех.

На Вятке чтят память любимого писателя. Его именем названа детская городская библиотека № 16, учреждена литературная премия имени Л.В. Дьяконова. В школах проходят конкурсы рисунков к его произведениям, конкурсы юных чтецов. Многие поколения вятских детишек начинали и сейчас продолжают знакомиться с поэзией ещё в младенчестве через песенки-байки, сказки и стихи, оставленные вятским сказочником.

Надежда ПЕРМИНОВА,
писатель