Главная > Культура > В Вятском художественном музее развёрнута выставка «Японская гравюра XIX века из частных коллекций»

В Вятском художественном музее развёрнута выставка «Японская гравюра XIX века из частных коллекций»

У жителей и гостей области появилась уникальная возможность познакомиться воочию, а не через интернет с интереснейшим явлением культуры Страны восходящего солнца, интерес к которому проявлял ещё Петр Первый.

Выставка как начало цикла проектов

Коллекцию гравюр привёз в Киров коллекционер из Санкт-Петербурга Игорь Александров, долгое время работавший в Японии.

– Я посчитал, что будет здорово, если я соберу коллекцию и через неё познакомлю своих сограждан с этой удивительной страной, – сказал на открытии выставки Игорь Викторович.

В музее представлено 26 произведений ведущих мастеров японской гравюры различных традиционных школ из частных коллекций, собранных при содействии Российско-японского фонда «ЯМАТО», который долгие годы представлял интересы администрации Санкт-Петербурга в Японии и проводил массу культурных мероприятий. К слову, эта выставка ранее демонстрировалась в двух столицах: в галерее искусств Зураба Церетели, в Фонде художника Михаила Шемякина, в Госдуме, в галерее на Солянке, историко-мемориальном музее Смольного.

В открытии выставки принял участие губернатор Игорь Васильев, который изначально поддержал идею своего земляка приобщить кировчан к японской культуре. Перед первым показом, на который собрались члены правительства, руководство города и местные художники, Игорь Владимирович подчеркнул, что представленная коллекция – масштабное культурное явление для региона, ставшее возможным благодаря его другу Игорю Викторовичу Александрову.

– Наши страны связывают многовековые отношения. С одной стороны, мы восхищаемся технологическими достижениями Японии, с другой – культурными традициями. И надо сделать так, чтобы как можно больше людей знали об этой стране и её традициях, проявляли интерес к искусству, – отметил Игорь Владимирович.

К слову, представленная коллекция начинает целый цикл проектов художественного музея, который будет рассказывать о владельцах частных коллекций.

– Мне очень приятно, что наш проект мы начинаем именно с такой уникальной выставки, – сказала директор музея Анна Шакина и поблагодарила за это и гостя из Санкт-Петербурга, и губернатора Игоря Васильева, который, как она отметила, много внимания уделяет поддержке культуры и, в частности, художественного музея.

Созерцательность и информативность

Самобытным искусством Японии прониклись ещё российские императоры. К примеру, Пётр Первый создал школу японского языка для солдатских детей. После визита в Японию Николая Второго (тогда ещё царевича Николая) в аристократических салонах Петербурга и Москвы появились японские гравюры. Особый интерес к ним проявляла аристократия Санкт-Петербурга периода серебряного века.

Гравюры зародили новый взгляд на роль цвета и перспективы в европейской живописи. Коллекционировали и работали с японской гравюрой такие известные художники, как Ван Гог, Моне, Дека. Известно об увлечении японскими гравюрами Гумилёва, были они и у Фаберже.

В эпоху Эдо (1603–1868 годы) в Японии возникло большое количество различных художественных направлений и школ, получило развитие книгопечатание и изготовление гравюры на дереве – то, что называется искусством укиё-э. Иначе: картинки повседневной жизни городского сословия периода Эдо.

Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Сложились и разные жанры этого искусства: изображение красавиц из «весёлых кварталов», театра кабуки, как непосредственно сцен из спектаклей, так и время препровождения столь популярных тогда артистов кабуки, самураев в батальных сценах, просто красивых девушек на морском фоне, чайные церемонии. То есть именно такой скоротечный, мелькающий мир и пытались изобразить художники на своих гравюрах. Всё это можно увидеть на выставке, окунувшись в далёкий для нас мир японских городских пейзажей, самураев и гейш.

Как пояснил Игорь Александров, сами гравюры информативны. Если внимательно их рассматривать, можно многое узнать из жизни Японии. К примеру, японцев привлекало изображение новых построек. И на одной из гравюр, представленной на выставке, есть изображение нового моста, построенного в Токио. Ни одна деталь не ускользнула от взгляда художника, вплоть до оставшихся свай от старого моста. Такая созерцательность и информативность свойственна искусству укиё-э.

Что особенно интересно, в привезённой коллекции есть гравюра, которую мечтал иметь в своей коллекции сам Ван Гог. К слову, гравюра сложна в исполнении. С деревянного оттиска рисунок переносится на рисовую бумагу. Обычно над её созданием трудятся три художника и самыми ценными оттисками являются первые десять из сорока возможных. На открытии выставки губернатор Игорь Васильев вручил коллекционеру уже нашу гордость – дымковскую игрушку.

Выставка будет работать до 10 марта.

Фото Александра ПАПЫРИНА