Главная > Культура > В Герценке прошла всероссийская научная конференция «Город на Вятке: история, культура, люди»

В Герценке прошла всероссийская научная конференция «Город на Вятке: история, культура, люди»

Она была посвящена к 645-летию Хлынова – Вятки – Кирова.

Исторически сложилось, что наш город изначально был небольшим. И достаточно провинциальным. Но (и этот факт продолжает очень сильно удивлять исследователей) в конце XIX века, по результатам переписи 1897 года, Вятка была административным и культурным центром одной из самых крупных губерний в Российской империи, уступая по численности населения только Киевской…

Историей Вятки во все времена занимались классики русской исторической науки. Можно назвать имена таких выдающихся исследователей, как Карамзин, Соловьёв и Ключевский. Кстати, последний был даже почётным членом Вятской учёной архивной комиссии. Много сделано и местными учёными и краеведами. Достаточно вспомнить «вятского Карамзина» – Александра Ивановича Вечтомова, который ещё в начале XIX века написал первый обобщающий труд по истории Вятки с кратким названием «История вятчан».

История нашего города – это настоящая сокровищница ярких событий, поразительных фактов, позитивного опыта, которые еще предстоит исследовать и изучить.

– Всероссийская конференция «Город на Вятке» отражает все научные тенденции развития краеведения и является очень важным событием в культурной жизни нашего региона, – приветствуя собравшихся в конференц-зале Герценки, сказала на открытии пленарного заседания министр культуры Кировской области Татьяна Мазур. – Известно, что исследователи до сих пор спорят о том, когда же основан наш город: в XII или в XIV веке. Но как бы то ни было, всех нас объединяет интерес к славному прошлому Хлынова – Вятки – Кирова, к судьбам наших предков, сделавшим очень много для развития и становления города… Сегодняшняя конференция имеет очень точный подзаголовок – «История, культура, люди». И сам город, и культурное пространство во все времена создавались людьми. И я думаю, что в определённой степени наша конференция сегодня – это и дань памяти тем исследователям, тем краеведам, кто недавно ушёл от нас. Вспомним имена Олега Николаевича Виноградова, Владимира Александровича Любимова, Валерия Ивановича Федяева. Именно благодаря таким людям имя города Вятки зазвучало и на российском уровне… Конечно, 645 лет – не круглая дата. Те не менее многие учреждения культуры активно включились в это событие, проводят выставки. По моему глубокому убеждению, и эту конференцию в Герценке, и другие мероприятия следует рассматривать прежде всего как важные вехи в подготовке к 650-летию города. На уровне президента страны издан Указ о праздновании этой даты. На федеральном уровне при активном участии правительства региона подготовлен проект плана подготовки будущего празднования. И мы очень надеемся, что научное сообщество примет активное участие в достойной встрече предстоящего юбилея. Желаю всем творческого поиска и заряжённости на результат, интересных исторических находок и творческих открытий…

Предлагаем вниманию читателей один из прозвучавших на конференции докладов (публикуем его в сокращении).

И мастерство, и вдохновенье: о мастерице дымковской игрушки Зое Пенкиной

Одна из прославленных мастериц дымковской игрушки Зоя Васильевна Пенкина (Тихонина) родилась 25 февраля 1897 года в деревне Тихоны, в 16 верстах от уездного города Уржума. А как отец умер, её мать уехала на заработки в Вятку: сначала в няньках была, а потом на швейную фабрику пошла работать. И дочка воспитывалась у бабушки с дедушкой по материнской линии, жила в деревне Котелки, почти рядом с городом.

В трёхклассное женское училище ходила в Уржум. А если на дворе было очень холодно, оставалась ночевать там же, в полуподвальном общежитии. После окончания училища Зоя, как успешная ученица, могла бы бесплатно продолжать учёбу в женской гимназии, но в 1913 году она перебралась к матери в Вятку. Устроилась швеёй.

В 1918 году Зоя Васильевна, выйдя замуж за паровозного котельщика Василия Пенкина, попала в семью потомственных мастериц-игрушечниц Евгении Викторовны и её дочери Елизаветы Ивановны Пенкиных. И на долгие годы поселилась в слободе Дымково. Но к изготовлению «дымки» приступила не сразу. Лишь в 1934–1935 годах, когда начал возрождаться этот промысел. В дальнейшем он стал их семейным ремеслом.

В пятидесятых годах Зоя Пенкина переходит от простого творчества к более сложному. Из-под её рук выходят игрушки с многофигурными композициями, десятками глиняных, расписных персонажей, объединённых одной темой. Например, произведениями А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (в ней 98(!) отдельных сцен и фигур) или «Сказка о золотой рыбке», другими известными сказками. Были работы, основанные и на местном материале.

С детских ещё лет в памяти Зои Васильевны сохранились события Троицкой ярмарки, что издавна проводилась в пригороде Уржума в начале лета. Полторы недели шумел, гудел, веселился народ, гулял, покупал и продавал. Вот эти сюжеты и соединили несколько групп и сцен, одиночных фигурок глиняных игрушек в одну общую, названную «Уржумская ярмарка» (1973).
И это были игрушки в буквальном смысле слова: передвигай и переставляй их сколько угодно, выстраивая всё новые и новые сюжеты. Так, вместе с лоточником можно было «пройти» мимо балагана или карусели, нахваливая свой товар крестьянкам, по случаю праздника разодетым в пышные цветастые платья. А потом вместе с весёлыми черноволосыми цыганками из табора можно было шагнуть в круг зажигательного танца, развлекая народ. Вот и те самые балаганы с балкончиком, откуда зазывалы приглашают на представление зрителей…

Каждая игрушка не штамповка, вылеплена и расписана яркими красками вручную, индивидуально. На первый взгляд, вроде бы они похожи друг на друга, но хоть маленькое отличие да найдёшь. Или в форме, или в раскраске. Сколько бы лет ни прошло, какая бы новая техника ни была изобретена, производство, вернее даже сказать, деланье «дымки» по-прежнему останется традиционным. В нём руки мастерицы через кончики пальцев, которыми переминает и раскатывает глину, передают каждой фигурке тепло её души и сердца. Дабы потом как бы вдохнуть жизнь в своё творение, чтобы несло оно радость людям.

Нарядные барыни в платьях и юбках с пышными оборками. То крестьянка с вёдрами, то мамаша с детьми, то горожанка с зонтиком. А кавалеры все удалые, глядят гордо, грудь колесом, усищи закручены. Всадники и гусары, рыболовы и охотники, различные бытовые сценки. Коровка-бурёнка или конь в яблоках. А сколько разных свистулек! И ещё всемирно известный вятский индюк с разноцветным большим хвостом-веером…
Не все игрушечницы выдерживали трудный, напряжённый рабочий день. Иногда и зарплата была невысокой.

«В нашем деле не только умение и фантазия нужны. Надо, чтобы в руках успешь была. Ведь работа сдельная, сколько заработаешь, столько и получишь. Вот, к примеру, у меня обе внучки лепили, одна мастером стала, а другая ушла», – рассуждала Зоя Пенкина.

Да, сначала терпение, кропотливая работа, и к кому через год, а кому и позже приходит мастерство и вдохновение, игрушка как бы открывается с новой, ещё неизвестной стороны. Вот только тогда и начинается настоящее творчество, настоящая любовь к «дымке», которая становится родной на долгое время. Ещё через многие годы приходят признание и слава, победы на выставках и почётные звания. Но всё это достигается большим упорным трудом, настойчивостью и целеустремлённостью.

У Пенкиных со временем сложилась династия мастеров-игрушечников. Дело Зои Васильевны, а лепила она «дымку», даже когда ей было уже за восемьдесят, продолжали дочь Вера Киселёва, внучка Римма Пенкина.
Каждому поколению нужно переносить в будущее всё хорошее, что было создано в предыдущие годы. Мы обязаны хранить память, преумножать делами то, что досталось нам от предков.

Владимир ШЕИН
г. Уржум