Главная > Власть > Где взять деньги на новые дороги, больницы и спорткомплексы

Где взять деньги на новые дороги, больницы и спорткомплексы

Региональная власть: источником пополнения бюджетов могут и должны стать пока что «неопознанные земли», борьба с «теневым трудостройством», сокращение недоимки по налогам.

Резервы и источники для наполнения областного и местных бюджетов – этой теме было посвящено совещание с руководителями муниципальных образований, которое в режиме видеоконференции провёл глава региона Игорь Васильев. С докладом по актуальной теме выступил и.о. заместителя председателя правительства Константин Мищенко.

Он отметил, что муниципалитетам в первую очередь необходимо обратить своё внимание на имеющуюся недоимку по налогам, которая «должна рассматриваться органами власти всех уровней как реальный резерв пополнения бюджетов». Указал Константин Васильевич и на другие источники, благодаря которым муниципальные образования могут решить свои финансовые проблемы и найти средства на новые дороги, школы, спортивные комплексы… Приводим основные моменты выступления К.В.Мищенко.

Сколько недополучает бюджет?

— По информации Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области, сегодня есть две основные проблемы, решение которых позволит значительно пополнить областной бюджет. Первая – ситуация с оформлением официальных трудовых отношений.

Согласно анализу налоговых органов, по итогам 2016 года 26% трудоспособного населения (в возрасте от 25 до 55 лет у женщин и от 25 до 60 лет у мужчин) официально не трудоустроены. 188 тысяч человек числятся неработающими. Они не получили в течение года ни одного рубля заработной платы ни в одном субъекте РФ.

Если предположить, что половина этих людей действительно не осуществляет трудовую деятельность (домохозяйки, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, безработные, тунеядцы и др.), а вторая половина имеет неформальную занятость (неофициальные источники доходов), то сумма налога на доходы физических лиц, не поступающая в бюджет, составляет порядка 1,5 миллиарда рублей. Это данные исходя из доходов в размере прожиточного минимума (9 943 рубля).

Вторая проблема, решение которой позволило бы значительно пополнить бюджет региона, — увеличение заработной платы выше уровня минимального размера оплаты труда или минимального прожиточного минимума. Если бы среднемесячный размер заработной платы в области повысился, к примеру, на 1 тысячу рублей, то дополнительные доходы в виде налога на доходы физических лиц составили бы более 1 миллиарда рублей.

Недоимка по налогам: «антирейтинг» районов

— В текущем году налогоплательщики имеют долги перед бюджетом Кировской области на сумму 1,7 миллиарда рублей, что почти на 19% превышает уровень прошлого года.
42,7% недоимки региона приходится на налоги с имущества — как организаций, так и физических лиц (710,3 миллиона рублей), 20,4% – на налоги со специальным налоговым режимом (340,5 миллиона рублей) и 19,1% на налог на доходы физических лиц (317,8 миллиона рублей).

При этом по некоторым муниципальным районам и городским округам прирост недоимки превышает 30%.Лидерами «антирейтинга» можно назвать Орловский (71,8%), Богородский (39,7%), Верхнекамский (41%), Лузский (46,6%), Подосиновский (35%) районы.

Транспортный налог

— На сегодня сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц в 3 раза превышает объём поступившего налога, недоимка по транспортному налогу – в 2 раза.
В целом по области размер недоимки по транспортному налогу составляет 393 миллиона рублей, или 833 рубля на одно транспортное средство. В территориальном разрезе эти показатели сильно отличаются – от минимального значения, которое сложилось по Пижанскому району (224 рубля) до максимального по городу Кирову (1 263 рубля).

В муниципальные образования направят информацию по налогоплательщикам, которые зарегистрированы на территории муниципалитета и имеют задолженность по налогу. Главам муниципальных районов и городских округов будет необходимо:
1. Провести работу со всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования, на предмет погашения задолженности.
2. Главам поселений провести сходы населения для разъяснения необходимости своевременной уплаты налогов и последствий за их неуплату.
3. С особо крупными неплательщиками транспортного налога органам местного самоуправления провести работу лично, в ходе поквартирного обхода.
Эти мероприятия необходимо завершить до 1 августа. В результате должен снизиться уровень недоимки — как в отдельном муниципальном образовании, так и в целом по области.

Земельный налог

— До сих пор не обеспечено взыскание в полном объёме налога на имущество физических лиц и земельного налога, начисленных за налоговый период 2016 года. По сравнению с 1 декабря 2016 года (до наступления срока уплаты имущественных налогов с физических лиц) недоимка по налогу на имущество физлиц увеличилась в целом в 1,6 раза, по земельному налогу – в 1,5 раза. В территориальном разрезе по 12 муниципальным образованиям рост недоимки по налогу на имущество физических лиц составил более двух раз, по земельному налогу преобладающий рост сложился по шести территориям.

Подробнее о земельном налоге. Площадь Кировской области составляет 120,8 тыс. кв.км, однако налог на землю мы получаем только с менее чем 15% территорий.

Мы понимаем, что с точки зрения Налогового кодекса под налог на землю попадают не все категории земель. Но мы провели анализ доходов, которые муниципалитеты получают в виде налога или арендных платежей от земельных участков, и получили неутешительный результат: значительная часть земель, подпадающая под земельный налог, не вовлечена в хозяйственный оборот, а муниципалитеты не получают дохода от её использования.

Для исправления ситуации главам необходимо разработать план по вовлечению земель в хозяйственное использование. Результатом реализации плана должно стать отсутствие на территории «неопознанных» земель с разделением выявленных участков на три категории: земли, подпадающие под земельный налог; земли, не являющиеся объектом налогообложения; земли, которые могут быть предоставлены в аренду.Эту работу муниципалитетам необходимо завершить до 1 ноября текущего года, и её результат должен стать заделом по увеличению доходов местных бюджетов на 2018 год.

Налог на доходы физических лиц

— Прирост недоимки по налогу на доходы физических лиц в текущем году составил 102,5 миллиона рублей, или 1,8% от объёма поступившего налога в бюджет области. По отдельным территориям прирост недоимки к сумме поступлений налога превышает 5 и более процентов, в том числе в Лузском (5,3%),Юрьянском (6,6%), Верхошижемском (9,4%), Подосиновском (18%) районах.

Для наращивания объёма поступления доходов необходимо проводить постоянную и целенаправленную работу не только по сокращению недоимки по налогу на доходы физических лиц, но и по снижению неформальной занятости.Привлечение дополнительного НДФЛ возможно за счёт фиксации фактов неофициального трудоустройства работников на предприятиях, а также фактов наличия теневой системы оплаты труда в различных сферах экономики.

Необходимо активизировать работу территориальных комиссий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты. На заседания территориальных комиссий приглашать руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, допустивших задолженность по налогам;работодателей, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума или ниже среднеотраслевого уровня;работодателей, которые привлекали работников к труду без оформления трудовых отношений.

Рассмотрение вопросов перечисленных лиц на комиссиях должно проходить в присутствии глав администраций поселений, на территории которых находится данная организация.

В декабре прошлого года в адрес муниципальных образований был направлен подготовленный анализ выплаты заработной платы. Не секрет, что много неформально занятого населения – в лесной сфере. Данные это подтверждают. Согласно расчётам, в отдельных лесных районах зарплата значительно выше, чем та, за которую отчитались предприятия. Например, в Лузском районе она выше на 500 рублей, а в Нагорском – на 700 рублей.

Для обеспечения муниципалитетов необходимой информацией налоговые органы направили им списки налогоплательщиков, имеющих задолженность по налоговым платежам в бюджеты, а также выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда.В целях удобства (и оказания содействия налогоплательщикам, желающим урегулировать вопросы с УФНС) во всех офисах многофункционального центра «Мои документы» организовано информирование физических лиц о наличии задолженности при обращении за любой государственной или муниципальной услугой, оказываемой на базе МФЦ. Со 2 июня данная опция стала возможна в городе Кирове, а в территориальных отделах — с 13 июня. Кроме того, в самих территориальных отделах возможна оплата задолженности.
Работа с должниками, как и текущая уплата платежей в бюджет, должна вестись постоянно и быть на повседневном контролеруководителя каждого органа местного самоуправления.

P.S. Пожалуй, главная мысль прошедшего совещания: в наполнении бюджетов (муниципальных и областных) должны участвовать все жители. Сделать это несложно – достаточно просто начать чётко соблюдать налоговую дисциплину. А положительный эффект от этого сможет ощутить каждый, когда средства будут направлены на актуальные нужды муниципалитетов и региона.