Главная > Интервью > Детские кризисы и как их преодолеть

Детские кризисы и как их преодолеть

Заведующая отделением Кировской областной клинической психиатрической больницы, главный внештатный детский психиатр министерства здравоохранения области Ирина Бочарова – о психическом здоровье детей.

– Ирина Алексеевна, что вы можете сказать о психическом здоровье современных детей.

– По статистическим данным последних лет мы не наблюдаем роста показателя заболеваемости психическими расстройствами у несовершеннолетних, данный показатель остаётся последние три года практически неизменным. Среди всех расстройств отмечается преобладание группы расстройств так называемого пограничного уровня, они составляют более 70 процентов от всех психических расстройств у несовершеннолетних. К ним относятся: поведенческие, эмоциональные, тревожные расстройства, различные интеллектуальные нарушения. Дети с такими расстройствами чаще не нуждаются в госпитализации в стационар, и им можно оказывать помощь без отрыва от социума. Тяжёлые психические расстройства встречаются гораздо реже. Это дети, которые нуждаются в постоянном наблюдении и лечении у психиатра.

Тяжёлые психические расстройства имеют экзогенное (чаще вследствие перинатального поражения мозга) и эндогенное происхождение наследственно обусловленное, спровоцированное различными неблагоприятными факторами окружающей среды. Это часто дети со слабоумием в силу тяжёлых родов, тяжёлого протекания беременности, наследственных хромосомных аномалий; дети, у которых тяжело протекает эпилепсия, и другие.

– Кризис переживают не только взрослые, но и дети. Как проявляются эти кризисы и как их преодолеть?

– Можно выделить несколько возрастных психологических кризисов. Об этих кризисах родители должны знать и правильно реагировать на психические особенности детей в эти периоды. Например, кризис годовалого ребёнка – это кризис прямохождения, когда он начинает ходить-брать-осматривать, ещё не понимая слово «нельзя». Правда, в данном возрасте кризис случается больше для самих родителей, когда надо постоянно следить за ребенком, за его передвижением, исключать из обихода чада всё то, что угрожает его жизни, и создавать развивающую среду для малыша.

Ближе к трёхлетнему возрасту начинается кризис первичной сепарации, когда ребёнок говорит: «Я сам». Это период, когда он требует большей самостоятельности. В возрасте как раз трёх лет начинается выделение развития самосознания, отделение собственного «я» от окружения. Тут важно родителям правильно действовать. Приведу пример: в детском саду дети часто пытаются одеться самостоятельно, но родители порой пресекают эту инициативу, так как сами могут быстрее одеть ребёнка. Мы рекомендуем, чтобы родители садились рядом с ним и ждали, пока ребёнок сам не справится с этой задачей. В дальнейшем, если брать различные психологические теории развития, прерывание инициативы может сказаться уже на зрелой личности.

Далее кризис наступает, когда ребёнок идёт в школу. Он попадает в новый социум, у него новые взаимоотношения со сверстниками, ребёнок подражает взрослым и требует нового отношения к себе, при этом ему ещё важна роль родителей. Это кризис новой роли.

Затем следует кризис подросткового возраста, когда на первый план выходят отношения со сверстниками и отрыв от родителей. Мнение сверстников для подростков гораздо важнее. Есть даже такие подростковые реакции, одна из них называется «группирование со сверстниками», когда подросток стремится найти себе компанию по увлечениям. Родители должны четко понимать, если ребёнок бунтует и грубит (конечно, не в глобальных, не вычурных формах), то его надо принимать и понимать: «да, я понимаю, что ты вырос, я принимаю твою точку зрения, или «пробуй, делай сам».

– Нередко, требуя что-то от родителей, будь то внимание, игрушка в магазине или запрещённые сладости, дети начинают рыдать, топать ногами, ложиться на пол…

– У трёхгодовалого ребёнка истерическое поведение считается нормой. Но родителям нужно правильно себя вести. Ему нужно объяснить: да, ты личность, но ещё есть папа с мамой, которые за тебя несут ответственность, ты пока не взрослый. Простая формула: «я тебя принимаю в любом случае, я понимаю, что ты расстроен и обижен, но всё равно ты своего не получишь. Я, как родитель, решу, когда ты это сможешь получить».
Если такие истерики закатывает шестилетний ребёнок, тут уже стоит задуматься, в рамках чего у него произошло закрепление патологического, такого шантажно-демонстративного поведения. Если такое поведение продолжается, то это значит, что родителям, в первую очередь самим, надо измениться в плане отношений с ребёнком. Им необходимо обращаться к психологам или к психотерапевтам. Одними медикаментозными средствами тут не справиться. Мы начинаем работать с родителями, и они постепенно меняют своё поведение, для ребёнка этот период также протекает тяжело, так как раньше он всё получал за счёт этих истерик, а тут вдруг родители начинают меняться. Бывает ухудшение состояния на этом фоне, и тогда, чтобы ему было проще пережить данную ситуацию и выработать новые формы поведения, мы можем назначить недлительное медикаментозное лечение.

– Как правильно преподнести ребёнку негативную информацию, чтобы не травмировать его?

– Ребёнка может травмировать не только негативная информация (например, новость о разводе), но и то, что её замалчивают. В любом случае лучше информировать детей о том, что происходит в семье. Иначе, видя отношения родителей, он всё равно будет о чём-то догадываться. И такая скрытая ложь также очень травмирует ребёнка. Как донести до него эту информацию? Возможно, родители вдвоём могут сесть с ним и поговорить о сложившейся ситуации. Если они боятся, что новость травмирует их чадо, то могут обратиться к психологу за помощью.

– Какие ошибки допускают родители в плане формирования психических расстройств?

– Чаще это патологические стили воспитания: безнадзорность, недостаточное обращение внимания на ребёнка или, напротив, чрезмерная забота о нём. И то, и то плохо. В последнее время мы наблюдаем множество детей, воспитанных в потворствующей гиперопеке. Это такая модель детско-родительских отношений, когда ребёнок становится центром семьи, его идеализируют и ничего не запрещают. Дети из таких семей ждут к себе подобного отношения от всех окружающих и болезненно переносят отказы от взрослых, постоянно любыми способами привлекают к себе внимание.

– Если «залюбить» – плохо и «недолюбить» – плохо, то как тогда правильно вести себя с детьми?

– Есть семьи гармоничные, есть дисгармоничные. В гармоничных золотую середину умеют находить на основе опыта предыдущих семей, исходя из взаимоотношений между супругами как родителей.
А в дисгармоничных семьях, где договориться не могут, где нет правил в семье, где идёт неправильное взаимодействие через ребёнка, с такой семьёй надо работать. Там, где дисгармоничная семья, симптом, как правило, проявляется через ребёнка. Это самое слабое эмоциональное звено в семье и, если родители между собой конфликтуют, ребёнок на эмоциональном уровне считывает, что происходит в семье. Симптом у него когда-нибудь сформируется и может проявиться психологическими проблемами либо вылиться в психическую патологию. А здесь уже начинается психиатрия (клинические проявления и болезненные состояния). Если ребёнок начинает не просто страдать, плакать, переживать, появляются тики, заикание, раздражительность, вспыльчивость или ещё что-то, это уже клинические проявления переживания ребёнка, тогда необходимо обращаться к специалистам. В любом случае психическое состояние ребёнка чаще всего зависит от взаимоотношений в семье. Поэтому, когда начинаем работать с семьёй, клинические проявления у ребёнка затихают.