Главная > Без рубрики > Выбор редакции > «Дымка» размером с ладошку: о секретах создания игрушки

«Дымка» размером с ладошку: о секретах создания игрушки

В выставочном зале Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых открылась уникальная экспозиция, представленная дымковской игрушкой Ларисы Ушаковой и живописной вязью на холсте Натальи Романовой.

Пожалуй, не доводилось мне никогда прежде видеть высокий берег реки Вятки с его узнаваемыми силуэтами городских монастырей и храмов, выполненный в дымковском стиле. Уникальная по задумке и воплощению работа. И деревенский сюжет с развешанными по пряслам пёстрыми домоткаными половиками тоже вряд ли у кого-то из мастериц когда-либо раньше встречался. А какие завлекательные, манящие тёплым белым бочком русские печки с весёлыми мужичками на полатях! А какой задорный дворник оперся на лопату и призадумался под уличным фонарём, и никакая непогода ему, кажется, не страшна…

Более 250 работ представила на выставке в свой юбилейный год дымковская мастерица Лариса Ушакова, и большинство из них выполнены в последние месяцы специально для этой экспозиции.

– В промысле я уже 37 лет, но поначалу особо не задумывалась, что и как я делаю, – рассказывает Лариса Геннадьевна. – Но сегодня моя работа – это не просто лепка игрушки из куска глины. Для меня это целый пласт культурного наследия. Это история вятской земли, непосредственно города Вятки, история вятского жителя. Это то, что окружало моих родителей, моих прадедов, моих учителей, которые так много нам рассказывали о своей жизни. Это и история современного времени, моя история, которую я тоже люблю. История моих друзей. Поэтому ничего придумывать не надо – всё, что лепится, отражается в игрушке, взято из жизни. Хотя порой меня спрашивают: «Лариса, откуда у тебя столько фантазии?» Никакой особой фантазии нет. Мне бы шесть рук – я бы еще больше лепила. Потому что столько задумок, на которые не хватает ни времени, ни сил.

Работы Ушаковой, как правило, небольшие, размером с ладошку. А все потому, что первичная игрушка, как объясняли ей в своё время опытные мастерицы, несла игровой смысл. Поэтому она и предполагалась маленькой формы. Хорошо, возражений нет. Но попробуй при этом подготовить серьёзную выставку, ведь в большом зале такая игрушка может просто потеряться.

А ещё Ушакова любит сюжетные композиции. Даже если вы возьмёте маленький кустик, на нём непременно будут птички. На заборе – расписные полотенца. На пруду – рыбки.

– Рядом с нашим домом находился пруд, где мы с бабушкой нередко полоскали бельё, – вспоминает мастерица. – А в пруду плавали мальки. И вот затихнешь, опустишь в воду ноги, и они собираются около них. А потом ногой вдруг забулькаешь – и мальки сразу врассыпную. Вот такие памятные картинки из детства, такие сюжеты деревенской жизни, которой посвящены многие работы.

Православные мотивы в игрушке Ларисы Ушаковой появились относительно недавно. Видимо, с возрастом дорога к храму становится более отчётливой.

– Я православный человек и понимаю, насколько тактично надо подходить к этой теме, – говорит Лариса Геннадьевна. – Когда берёшься лепить храм, надо быть внутренне готовой… Вот Валентина Петровна Племянникова, мой учитель, лепила крестный ход. И именно своим дымковским языком. Он у нее и получился в традициях игрушки – наивный, простой… В старые времена игрушка была лаконичной, несложной, в три цвета, в два налёпыша. Но загляденье! Смотришь – и налюбоваться не можешь. Есть же такое понимание: красота в простоте. Там, где просто, там ангелов до ста! А вот современная игрушка немного перенасыщена мелкой детализацией. Как в лепке, так и в росписи. Но всё равно она не потеряла своего традиционного лица…
Барыни и кавалеры, а ещё забавные петухи, козы, коровы, медведи – традиционные дымковские персонажи на вязаных холщовых картинах Натальи Романовой органично дополняют экспозицию знаменитого глиняного промысла.

Фото автора