Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Заменить нельзя оставить

Заменить нельзя оставить

В регионе участились случаи навязывания услуг по замене приборов учёта электроэнергии.

История обмана

Денис Вадимович Багаев и его супруга Анна Николаевна – обычные пенсионеры из деревни Иунинцы. Живут себе тихо, пользуются услугами соцработника, ни на что не жалуются, редким гостям радуются, и каждый день воспринимают как дарованное свыше чудо. В начале июня нагрянули в дом к Багаевым необычные визитёры.

– Девушка приходила и парень с ней, молодые, лет тридцати, не старше, – рассказывает о непрошеных гостях Анна Николаевна. – Надо, говорят, электросчётчик у вас поменять, мол, этот старый совсем. Назвали ещё его так мудрёно – прибор учёта, мы с мужем не сразу и поняли, о чём это они. Ну надо так надо. Я только поинтересовалась: а у всех менять будут? Меня заверили, что у всех. И чем раньше мы это сделаем, сказали, тем дешевле обойдётся процедура. Я с простой-то души и согласилась. Старый счётчик они сняли, новый установили. 3200 рублей выложила. Напоследок сказали, что счётчик опломбировать надо и ушли. Месяц прошёл, пришла нам квитанция. Глянула, а она на старый счетчик. Я давай звонить в РЭС, возмущаться. Так обман и вскрылся.

Выяснилось, что старый счётчик менять не было никакой необходимости: установлен он был в доме Багаевых в 2005 году, срок его службы составляет 16 лет, а значит, ещё три года мог исправно работать. Да и заменить его можно было дешевле почти в два раза.

Владимиру Ивановичу и Тамаре Николаевне Николаевым из п. Кстинино «повезло» меньше – с них за замену прибора учёта взяли 4900 рублей.

– Постучались в окно, – вспоминает хозяйка дома. – Вышла: на пороге трое. Надо, говорят, счетчик проверить. Я сначала не хотела пускать, но они документы какие-то показали. А я вижу плохо, 71 год уж исполнился. Ну раз удостоверение показали – я поверила. Зашли. Счётчик, сказали, старый, подлежит замене. Сумму назвали…

Я, как услышала, говорю: «Лампу керосиновую лучше купим, без электричества жить будем». Но тут муж вмешался: «Не дури, раз все меняют, то и нам надо». Последние деньги им отдали. Они минут за 15 управились: старый счётчик (1997 года) сняли, а новый поставили. Соседями интересовались. Мы с мужем 40 лет в этом доме живём, с нашей улицы всех знаем. Они как услышали, что один сосед в прокуратуре работает, другой в полиции, приумолкли. Но меня это не насторожило. Перед уходом сказали, чтобы специалиста из РЭС вызвала счётчик опломбировать. Позвонила я в Нововятский РЭС: говорю, приходили ваши, счётчик поменяли. Когда теперь опломбируете? А они и слыхом не слыхивали, что у нас счётчик поменян. Менять его, как мне сказали, действительно было нужно, но и соседи, и электрики заверили, что содрали с нас втридорога.

Навязанная услуга

В последнее время на территории области участились случаи навязывания услуг по замене приборов учёта электроэнергии. Люди, представляющиеся сотрудниками некой организации, ходят по домам и квартирам и настойчиво предлагают жильцам заменить электросчётчики, поменять предохранители, автоматы и так далее.

Как правило, говорят, что установленный счётчик вышел из строя, у него закончился срок поверки и необходимо срочно менять прибор учёта, иначе владельца дома или квартиры ждут огромные штрафы. Если напуганные потребители соглашаются на замену счетчика, тут же его меняют, выписывают акт выполненных работ на сумму в среднем 5 тыс. руб. (рекордная сумма – 10 тыс.руб.), чеков никаких не дают и, забирая деньги, выдают предписание в ближайшее время обратиться в энергоснабжающую или энергосбытовую организацию для опломбирования прибора учёта и введения его в эксплуатацию.

Нередко выясняется, что заменённые счетчики были исправны, соответствовали всем нормативным документам, а до срока поверки оставалось ещё несколько лет. Одним словом, необходимости их замены попросту не было, а навязанная услуга оказывалась по завышенной цене. В дальнейшем обманутым потребителям приходится вызывать энергетиков для опломбирования счётчика и ввода его в эксплуатацию.

Ответственность – на потребителе

То, что такие ситуации встречаются всё чаще, подтверждает заместитель начальника Нововятского РЭС Андрей Валерьевич Козин.

– Случаев навязывания услуг по замене приборов учёта действительно много, – говорит он. – Меняют и исправные электросчётчики, и те, у которых срок поверки ещё не настал, выносят электросчётчики на опоры, утверждая, что это обязательно, и так далее. Были случаи, когда горе-установщики подключали электросчётчики неправильно.

В основном на такие уловки мошенников попадаются пожилые люди из-за своей доверчивости, сверхответственности и исполнительности. Как правило, устанавливая дешёвые электросчётчики, стоимость которых в магазине не превышает 700 руб., с потребителей берут по 6-7 тысяч (плата за счётчик + за услугу по его замене). Это очень дорого. Для сравнения: у нас услуга по замене однофазного прибора стоит 752 рубля.

К этой цене прибавляется лишь стоимость материалов, в том числе прибора учёта. Счетчик потребитель может приобрести в магазине самостоятельно либо заказать у нас, тогда вместе с материалом замена обойдётся ему в 1950 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

Меняя счетчик, мы сразу проверяем правильность его работы, пломбируем прибору учета, а затем передаём данные в энергосбытовую компанию. Таким образом, новый счётчик сразу становится расчётным.
Доверяя работы по замене счётчика сомнительным организациям, потребители забывают, что они сами несут ответственность за сорванные при его замене пломбы. Здесь уже речь идёт о безучётном потреблении электроэнергии, объём которого рассчитывается по нормативу. Например, если в квартире площадью 50 кв. м прописан один человек, сумма штрафных санкций при срыве пломбы может составить более 11 тыс. рублей.

Если количество прописанных и площадь больше, то и сумма может быть больше. Поэтому нужно ответственно подходить к вопросу замены и установки приборов учета.

Не попасться на «крючок»

На самом деле, не попасться «на крючок» мошенников легко.

• Достаточно уточнить, кто к вам пришёл. Обратите внимание, во что одеты пришедшие люди. Так, специалисты «Кировэнерго» (в том числе РЭС), ЭнергосбыТ Плюс и «Коммунэнерго» приходят только в специализированной форме. Обязательно проверьте удостоверение сотрудников, уточните, из какой они организации.
• Обманутые потребители, кусая локти, дают такой совет: если вы не уверены, что на пороге не мошенники, постарайтесь выиграть время, не соглашайтесь покорно на замену прибора учёта. Скажите, что подумаете, а сами позвоните в РЭС или Энергосбыт.
• Не реагируйте на угрозы о штрафных санкциях при отказе от замены счётчика. Если прибор учёта действительно надо менять, то вам придёт уведомление по почте, где будут указаны ваши данные, в том числе имя и отчество, телефон, по которому нужно позвонить и согласовать время проведения работ.
• Помните, что у вас есть выбор: купить счётчик в магазине или заказать установку вместе с материалами. Не торопитесь, оцените, что будет дешевле и удобнее именно вам. Мошенники никогда не предлагают выбора: они уговаривают, угрожают санкциями, торопят и устанавливают только свой счётчик, а, взяв деньги, предлагают потребителям обратиться в энергоснабжающую или энергосбытовую организацию для его опломбировки.

Практика показывает, что потом даже обращение в правоохранительные органы не приносит никакого результата. Предъявить мошенникам бывает нечего: как правило, у потребителя остаётся лишь подписанный собственноручно акт выполненных работ, на которые он дал согласие, и пустой кошелек.

Кстати
Организации, чьих представителей можно смело пускать на порог для замены приборов учёта (после предъявления ими удостоверения):
– Кировэнерго (в том числе РЭС),
– Энергосбыт Плюс,
– Коммунэнерго.

Вам необходимо менять счетчик, если:
– прибор учёта неисправен (не мотает, имеет повреждения и т.д.);
– закончился срок поверки прибора учёта (см. паспорт счётчика). Для большинства новых современных счётчиков он составляет от 10 до 16 лет;
– класс точности счётчика (погрешность измерений) не соответствует нормативам. По действующему законодательству граждане-потребители должны использовать приборы учёта с классом точности 2,0 и выше (1,0; 0,5 и т. д.). Посмотреть класс точности счётчика можно в его паспорте или на самом приборе;
– прибор учёта очень старый (индукционного типа). У таких счётчиков в большинстве случаев давно закончился срок поверки и класс точности не соответствует нормативам.

Фото автора