Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Иван Кулигин: от театрального парикмахера до режиссёра

Иван Кулигин: от театрального парикмахера до режиссёра

Начну с выдержки из автобиографии человека, всю сознательную жизнь посвятившего уржумской театральной сцене: «Я, Кулигин Иван Степанович, родился в 1900 году в деревне Пумари Уржумского уезда Вятской губернии. Мой отец, крестьянин-бедняк, занимался сельским хозяйством. Ввиду малоземелья нас, семерых детей, нечем было кормить, поэтому вместе со старшим братом с семилетнего возраста я был отдан в подпаски. В летнее время пастушил, а в зимнее – гонял коней во время молотьбы у зажиточных крестьян. В 1914 году уехал в город Казань и поступил учеником в парикмахерскую Киселёва в Кошачьем переулке. Парикмахерская была полутеатральная: в свободное от стрижки и бритья время мастера и мальчики делали парики, бороды, косы, всевозможные театральные изделия, с которыми хозяин посылал меня на любительские спектакли, взимая некоторую сумму за прокат париков, бород и грим…»

Иван Кулигин: от театрального парикмахера до режиссёраВ начале 1919 года Кулигин переехал в Уржум, где был принят на работу в городской театр в качестве театрального парикмахера. Однако в мае того же года молодого человека мобилизовали в ряды Красной Армии. Служил Иван в Нижнем Новгороде, в особом рабочем батальоне по заготовке дров для Москвы. Но со своей профессией не расставался – участвовал в художественной самодеятельности, шил парики. После возвращения домой стал художественным руководителем Уржумского профклуба.
В сентябре 1941-го был мобилизован в ряды Красной Армии. Попал на передовую линию в 60 километрах от Москвы. По ранению, после госпитального лечения был отправлен в распоряжение Уржумского райвоенкомата, как нестроевой.

«С 20 марта 1942 года снова был принят на работу в Уржумский колхозный театр, – писал Иван Кулигин в своей автобиографии. – В сентябре 1949 года вынужден по болезни перейти на работу в Дом культуры, сначала художественным руководителем, а потом в качестве директора».

«Венюша, ты обедал?..»

Небольшой отрывок из воспоминаний бывшего актёра и режиссёра Вениамина Полякова «Об Уржуме, уржумском театре, артистах и спектаклях»: «Моё знакомство с Кулигиным произошло так: преподаватель литературы Мария Ивановна Зубарева задумала поставить в школе инсценировку поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мне была поручена роль Якима Нагого. А кроме того, я должен был обеспечить грим всем участникам спектакля. Нужны были бороды, усы, парики. Всем этим «сложным искусством» в Уржуме владел лишь один человек – Иван Степанович. Мария Ивановна договорилась с мастером, что он за несколько месяцев обучит меня основам грима и изготовления простейших волосяных изделий… Спектакль «Кому на Руси жить хорошо» состоялся в марте 1935 года. А октябрь, ноябрь, декабрь 1934-го, январь, февраль 1935-го я добросовестно занимался с Иваном Степановичем. За пять месяцев кое-чему научился… Кулигин был актёром, певцом и замечательным мастером-гримёром. Звал он меня Венюшей. Перед тем как усадить меня за работу, обыкновенно спрашивал: «Венюша, а ты обедал сегодня?» А если я признавался, что ещё не обедал, говорил: «Некормленый конь, брат, не пашет!..» И обращался к Анастасии Алексеевне: «Жена, ну-ка, покорми моего помощника!»

Спектакли шли до трёх часов ночи

В 1935 году, через год после убийства Сергея Кирова, по решению наркомпроса и кировских краевых организаций в Уржуме был открыт государственный профессиональный театр. Датой его образования считается 5 июля. У многих, прибывших на Вятку артистов, ещё недавно рабочих и служащих предприятий и организаций столицы, не было театрального образования и даже средней школы, но зато они были молоды, энергичны и очень любили искусство.

Комсомолка, агроном по образованию, работавшая на заводе и ставшая артисткой Уржумского театра А. Летникова вспоминает:

«…Актёры порой не считались со сном. С раннего утра и до двух часов ночи они – в народных массах. В поле, не отрывая людей от работы, проводили беседы, в это же время другая бригада оставалась развлекать детей в деревне. Вечером – лекции и беседы для молодёжи о том, как правильно, с пользой проводить культурный отдых. Выпускали стенные газеты, где отражали положительные сдвиги в работе, бичевали лодырей, тунеядцев и пьяниц. И, конечно же, показывали спектакли. Иногда они продолжались до трёх часов ночи. Все с нетерпением ожидали, чем же закончится действие. Условий не было никаких. Играли в овинах, амбарах, бывало и на скамейках среди деревни…»

Под руководством москвичей театр проработал два года. Постепенно «московский костяк» стал обрастать местными работниками сцены.

Открытие театра в Уржуме было событием огромного значения. Учебные заведения и городские организации заинтересованно следили за его становлением и первыми спектаклями. И нужно сказать, что театр, в котором позже раскрылся талант Ивана Кулигина, оправдал ожидания своих будущих зрителей.

Театр военной поры

Великая Отечественная война застала Уржумский колхозный театр на гастролях в Марийской республике. Пришлось в спешном порядке сворачиваться и возвращаться домой…

После полученного ранения в боях под Москвой к работе в колхозном театре присоединился Иван Степанович. В первый рабочий день, 20 марта 1942 года, он отмечал свой сорок второй день рождения.
Уржум в то время был перенаселён. Много эвакуированных прибыло с оккупированных врагом территорий, из Ленинграда и Москвы, из Прибалтики и Белоруссии. Среди них было немало интеллигенции. Поэтому театр посещался хорошо, и спектакли шли при сплошных аншлагах.

Какой же репертуар был в те военные годы? В первую очередь ставилось много пьес военной тематики. Но как же в войну обходиться без комедий? Ведь и в тяжёлое военное время труженикам тыла нужно было поднимать настроение. В марте 1942 года с большим успехом в Уржуме шли «Мелкие козыри», «Женитьба», «Машенька»…

Полёт души

В 1952 году Уржумский колхозный театр был закрыт. Возникли сложности с финансированием. Труппа была распущена, её бывшие члены искали работу в организациях города, другие уезжали за его пределы.
Уржумский актёр и режиссёр Б. Курочкин вспоминал: «С закрытием театра не замерла в Уржуме театральная жизнь. В Доме культуры образовался новый коллектив художественной самодеятельности. Часть актёров осталась в городе. Они-то и возглавили работу художественной самодеятельности. Дом культуры переселился в здание театра, где было оставлено всё имущество театра и богатая костюмерная».

Районная газета «Кировская искра» писала: «23 апреля 1960 года драматический коллектив районного Дома культуры показал новую работу – спектакль «Зовут голубые дали» (по пьесе В. Ларева). Постановка спектакля осуществлена под руководством одного из старейших участников художественной самодеятельности Ивана Степановича Кулигина. На премьере состоялось чествование И. С. Кулигина, которому недавно исполнилось 60 лет».

Несмотря на возраст, Иван Кулигин не прекращал своей творческой деятельности. Выйдя на заслуженный отдых, не порывал связи с творческим коллективом: осуществлял постановки спектаклей, исполнял в них роли, помогал гримировать артистов, изготавливал бороды, усы, парики и косы.

А вот во время отдыха любимыми занятиями у Ивана Кулигина были рыбалка и охота. Слыл он и заядлым шахматистом. На реке Вятке Иван Степанович нередко пел. Иногда вполсилы, а бывало, и в полный голос. Обычно это были партия мельника из оперы «Русалка», что-то из «Евгения Онегина» и «Князя Игоря» или русское народное. Тогда в утреннем тумане или на вечерней зорьке, когда умолкали птицы, его, несмотря на преклонные годы, ещё сильный голос разносился далеко над водой. На такой дивной природе, как наша вятская, его душа рвалась в полёт и находила выражение именно в пении…

Владимир ШЕИН
г. Уржум