Главная > Интервью > Игорь Сметанин: «В девятом классе я мечтал быть дизайнером обуви»

Игорь Сметанин: «В девятом классе я мечтал быть дизайнером обуви»

Наша беседа с главой регионального отделения Союза художников России состоялась в зале музея имени братьев Васнецовых, где расположилась выставка «Дыхание современности». Наверное, поэтому и начался разговор с вопросов о новой экспозиции.

– Идея собрать масштабную выставку появилась после участия в проекте «Двое в одном пространстве», – отметил Игорь Сметанин. – Нам хотелось показать, как мы видим нынешний день, и, если честно, немного встряхнуть Союз художников. Мы ограничили временные рамки для работ, которые могут войти в экспозицию, и многие мастера взялись за кисти, начали выдавать свежие работы. На стенах только третья часть того, что привезли в музей.

На выставку попали творения не только мастеров кисти, но и начинающих художников.

– В области есть молодежное отделение СХР, в него вступают выпускники училища имени Рылова и художники-любители. И наша задача – помочь молодым живописцам, скульпторам раскрыть свой талант. Поверьте, для начинающих художников участие в такой выставке – очень значимое событие. Я и сам в их возрасте мечтал выставляться в художественном музее. К счастью, есть яркие молодые художники, которые осели в Кирове и не планируют никуда уезжать. Это, например, Сергей Перминов и Вадим Русских, которые уже занимаются преподавательской деятельностью, – рассказал Игорь Анатольевич.

Источники вдохновения

Все образы для работ Игорь Сметанин находит в реальной жизни. Например, герои картины «Самсон и Анна» – бывшие ученики художественной школы.

– Это реально существующие люди, которые ожидали рождения ребёнка. На открытие выставки они приходили уже с малышом, фотографировались возле этой картины. Я сознательно дал герою имя библейского персонажа Самсона. В реальной жизни он рок-гитарист, но рождение малыша обязывает его перевоплотиться, стать другим. Рядом с ним прекрасная обнажённая женщина, которую я, правда, максимально одел в цвет, – смеется автор.

В работе «Райский сад» автор решил подкрепить бытовой сюжет исторической отсылкой, поместить современных людей в прошлое. Герои другой картины – представители современной молодёжи.

– Сейчас подростки в 14 лет знают настолько много и плохого, и хорошего, что просто вынуждены взрослеть, – с грустью отмечает художник. — Деревянная лошадка на заднем плане символизирует прощание с детством.

Как отметил Сметанин, дети во время занятий дают ему практически готовые образы и идеи для картин – остаётся только разложить все по полочкам.
Кстати, с каждым выпуском Сметанин работает по индивидуальной программе: методика преподавания меняется, она становится быстрой и скоротечной, как жизнь современных школьников.

«Пускай лыжами занимается»

По словам Игоря Сметанина, он с самого детства был причастен к творческому процессу — мама работала художником-оформителем на заводе. Но первое сознательное желание быть художником возникло лишь в девятом классе.

— Решил пойти в художественную школу, но меня не взяли – учиться рисовать было поздно. До этого мама носила мои работы Олегу Натановичу Зеликову, но он сказал: «Я его не возьму. Пускай лучше лыжами занимается!» – смеется Игорь Анатольевич.

Но Сметанин не отступил и пошёл заниматься к Светлане Кулябиной, которая тогда вела кружок рисования в ДК «Родина», а после попал к акварелисту Наталье Головизниной. Затем пробовал поступить в художественное училище, но не взяли. Тогда Игорь начал изучать художественную роспись в производственном объединении «Умелец». Затем будущего художника забрали в армию. После возвращения ему всё-таки удалось поступить в училище.

– Я и представить не мог, что Олег Зеликов, который не брал меня в ученики, пригласит преподавать. Но изначально я хотел стать ни больше ни меньше дизайнером обуви. Хотел создавать красивую обувь. Может быть, и стоит попробовать начать шить ботинки, – шутит художник. – Тут можно много параллелей провести. Взять, например, Адриано Челентано. Он сейчас сидит в своём кабинете и собирает часы. О такой старости можно только мечтать.

Знаки судьбы

Многих художников на выставке Сметанин для себя открыл заново. Мне, например, очень нравится работа Николая Жолобова, — говорит он. — Новая гамма, композиция, издалека никто не может понять, что это произведение Николая Александровича. Художник переосмыслил своё творчество и, мне кажется, сам немного этого испугался. Дописывал картину уже после того, как мы её утвердили.

По словам Сметанина, открытием для многих стали и работы Сергея Горбачёва. Коллег удивила масштабная работа, изображающая парусник. Прекрасен и простой образ незнакомки, очень напоминающий работу Крамского.

– А вот Николай Ендальцев был одним из первых кировских художников, чьи работы я увидел, когда ещё учился в школе, – сказал, подходя к триптиху с изображением «вятского модника», Сметанин. – На его выставке испытал «культурный шок», мне ещё больше захотелось заниматься творчеством. Вообще знакомство с работами художников в детском возрасте накладывает значимый отпечаток на творчество. В моём случае таким мастером стал Александр Мочалов, причём сам того не подозревая. Его мастерская располагалась напротив главпочтамта, а чуть ниже по улице жила моя бабушка. Поэтому впервые увидел его картины не на выставке, а именно там, через маленькое окошко деревянного дома. Я ходил и подсматривал, не знаю даже, замечал ли меня Мочалов. Когда начинаю думать об этом, то понимаю: судьба с детства давала мне знаки, что стану художником…

Фото с сайта художественного музея