Главная > Культура > История в гипсе – от царей до Василия Тёркина

История в гипсе – от царей до Василия Тёркина

В кировском краеведческом музее работает выставка модельного гипса «Шарм и романтика старины».

По словам куратора выставки Людмилы Сенниковой, гипс «проник» на Вятку так: «Архитектору Александру Витбергу в 1830-х для украшения Александро-Невского собора понадобились столичные мастера-гипсовщики. Те прибыли, приступили к работе, а дымковские штукатуры подсмотрели у них приёмы литья и сами стали заниматься созданием гипсовых орнаментов и фигур».

Дела шли столь успешно, что в конце XIX в. промысел вышел на четвёртое место в губернии после мебельного, гармонного и капового. Ассортимент зависел от моды и местных возможностей. В слободе Дымково появилось несколько мастерских. Легендарной личностью был Иван Караваев, изготовлявший мелкие игрушки с частичной окраской, похожие на дымковские. Он постоянно обновлял ассортимент, сам занимался продажей.

Караваев обучил ремеслу своего зятя Константина Исупова, чьи гипсовые произведения ныне хранятся в Вятском художественном музее им. Васнецовых. Потомок мастера — Ольга Одинцова, живущая в Твери, решила продать наследие своих предков в Вятский художественный музей в начале 2000-х.

В краеведческом же коллекция иная – не от одного, а от нескольких авторов из Кунгура, Москвы, Ленинграда, Алушты, Ялты. Авторство не всегда известно – мало кто из мастеров ставил клеймо на свои изделия.

Какие-то статуэтки, композиции выпускались десятилетиями, затем появлялись новые сюжеты, образы. Во второй половине XIX в. популярны были архитектурные детали из гипса: кронштейны, подставки под цветы, розетки, рельефы, орнаменты, которыми декорировали фасады. Покупатели охотно брали также дешёвые гипсовые копии фарфоровых и бронзовых статуэток: «Баядерку», «Ревекку», «Саломею», «Цыганку» и пр.

Со временем в Вятку из других городов стали привозить гипсовые (алебастровые) бюсты русских царей, писателей, композиторов, учёных, мифологических и библейских персонажей.

Но менялись времена, менялись и предпочтения. Политика и идеология оказали огромное влияние даже на гипсовый ассортимент. Дореволюционные фигуры были признаны мещанскими, отсталыми, идеологически незрелыми.

В 1930-е в слободе Дымково начала работать фабрика гипсовых и керамических изделий, где выпускались бюсты Ленина, Карла Маркса, Халтурина, что тогда было актуально. А дореволюционные формы, как «пережиток прошлого», «наследие царского режима», пришлось разбить или спрятать. В 1934 году появилась мастерская товарищества «Кировский художник». Формы для отлива изделий выполняли профессиональные скульпторы Михаил Кошкин, Фаина Шпак, Вадим Рязанцев. Это были фигурки балерины, конькобежки, скрипача, пионера, наглядные пособия для школ.

После войны промысел угас, изделия перестали пользоваться спросом. Второе «пришествие» гипса наступило в конце 1940 – 1950 годов, когда во многих квартирах в СССР стояли какие-либо кунгургские статуэтки: «Василий Тёркин», «Иван Бровкин», «Матрос с гармонью», «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Иван-царевич на сером волке»… Фигуры изготовляла артель инвалидов им. XVIII партконференции, выпускавшая более 300 тыс. изделий в год. В 1950-1960 годы и на кировской фабрике «Игрушка» мастер Степан Лаптев делал персонажей из папье-маше и гипса, также пользовавшихся спросом.

Сегодня гипс вновь в фаворе, широко используется в ландшафтном дизайне. Гипсовые фигуры египетских сфинксов и львов украшают дачи и коттеджи. Интернет предлагает постичь технологию изготовления гипсовых статуэток, панно на дому, наладить производство с минимальными затратами и высоким качеством. У особо одарённых есть шанс стать Караваевыми и Исуповыми нового времени…