Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Как научить улыбаться туристам

Как научить улыбаться туристам

Почему возникает кадровый дефицит в туриндустрии и как с ним бороться: не хватает людей и... эмоций.

Опорный вуз Кировской области и работодатели объединились, чтобы решить кадровую проблему в сфере местного туризма. Необходимость такого шага назрела: лишь единицы выпускников идут работать по специальности. Между тем, отрасли нужны молодые и активные кадры.

«Приходишь и всех любишь»

Встречу сторон инициировал Центр развития туризма Кировской области. В доме Витберга собрались представители кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ, менеджеры гостиниц, баз отдыха и главные герои дня – студенты. На повестке дня – один вопрос: почему молодые люди после окончания университета не работают в туриндустрии?

Как научить улыбаться туристам

По итогам мониторинга, проведённого ВятГУ, порядка 40 процентов выпускников 2019 года направления «туризм» идут работать в другие сферы, около 30 процентов вовсе не работают, «ищут себя». Между тем при поступлении в вуз порядка половины молодых людей имели интерес к туризму. Что же происходит потом?

– Как оказал опрос, студенты зачастую понимают эту профессию как постоянные путешествия, а не работу. Например, 56 процентов не ориентировались в теме на момент поступления в вуз и были настроены весьма романтически, – сообщила и.о. зав. кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ Юлия Колесова.

Практика, которую проходят студенты, порой и вовсе рушила чьи-то иллюзии.

– Мы проходили практику. Чем я занималась? Резала буклетики, собирала сумки для поездок, – говорит студентка четвертого курса ВятГУ Кристина.

Свой взгляд – у работодателей.

– Мы расстались с временной сотрудницей – студенткой техникума, которую оставляли после практики работать на стойке администратором. За четыре месяца она не изучила базу, не научилась продавать услуги. Она не могла ни улыбаться, ни разговаривать, даже по телефону «алё» боялась сказать, – поделилась представитель гостиницы «Спутник» Ольга Бушуева. – Администраторы нужны каждой гостинице. Но такие, чтобы были заинтересованы в своей работе, погружались в неё, росли. Они должны понимать, что привлечение гостей – это первая их обязанность.

По мнению работодателей, важно, чтобы молодые люди понимали, что туризм и сервис – это не развлечение, а труд. И работали в этой сфере на то, чтобы гость уехал из региона с хорошими впечатлениями. «Их надо научить любить эту сферу, любить работать на гостя. Это сложно, но можно. Если такое сформируется, тогда всё легко пойдёт дальше. Приходишь, улыбаешься и всех любишь», – говорит генеральный менеджер отеля «Four Elements Kirov» Юлия Прибылева.

«Твёрдо решила»

Как же научить любить работу? ВятГУ вывозит ребят на производственные экскурсии.

– Каждый год ездим в «Юркин парк» – там водят студентов по территории, рассказывают о специфике работы, проводят мастер-классы, дают возможность ребятам покататься на аттракционах. Те заполняют анкеты. Когда начинается активный сезон и не хватает работников, их приглашают, – рассказывает Юлия Колесова.

Соседи «Юркин парка» – спортивно-туристический комплекс «Порошино» вовсе устраивают проверку боем.

– Новый человек с кем-то из сильных аниматоров сразу идёт на мероприятие. Мы смотрим, либо ему хорошо в этой сфере, либо он сам понимает: нет, лучше бумажками заниматься. Иногда я даже неполный сценарий даю. Если вы не импровизируете в этом деле, вам не сюда, – убеждена управляющая Ирина Колчина.

Вот и назрел вывод: как можно больше самой разной практики для студентов. Не раз в несколько месяцев, а в течение всего года.

– Давайте проводить профессиональные недели, во время которых студенты станут посещать ваши площадки, – предложила Юлия Колесова. – Допустим, неделя гостиниц, неделя музеев, неделя туроператоров. Ребята неделю к вам ездят – вы предлагаете им функциональные обязанности.

Идею вуза поддержали и работодатели, и в областном министерстве спорта и молодёжной политики. «В своё время меня на практике кинули сразу на работу с клиентами, я погрузилась в эту сферу и, закончив вуз, вышла с любовью и энтузиазмом к работе», – комментирует главный специалист-эксперт министерства Анна Дресвянникова.

Впрочем, есть категория студентов, которые поступают в учебное заведение ради диплома – по их мнению, с ним будет проще устроиться на работу. Любую. Работают потом в магазине, банке, становятся фрилансерами. По признанию самих студентов, направление «туризм» – одно из самых доступных по проходному баллу, поступить на «бюджет» достаточно просто. О любви к профессии речь не идёт…
Немало и тех, кого приводят родители. «Те задают вопросы, отвечают на вопросы, абитуриент может в это время в телефоне «сидеть», просто скучать. Такие молодые люди ничего не спрашивают», – поделились в ВятГУ.

Однако есть и студенты, которые влюбляются-таки в профессию.

– Со временем мне понравилось. Я уже твёрдо решила работать в туризме, – рассказала студентка четвёртого курса ВятГУ Юлия Швабауэр. – Это обширная сфера, которая требует универсальных знаний, большого кругозора и позволяет творчески себя реализовать.

Уже в октябре ВятГУ организует первую профессиональную неделю для студентов направления «туризм». Здесь тоже понимают, что «учить любить в аудиториях сложно», нужна практика и ещё раз практика: и продавать услуги, и улыбаться 12 часов в сутки, и резать пресловутые буклеты. Эта работа – тоже часть любви к профессии в сфере туризма и гостеприимства.

Фото автора