Главная > Век КП > Как первый вятский автомобиль попал в первое ДТП

Как первый вятский автомобиль попал в первое ДТП

Знаешь ли ты, уважаемый читатель, когда в нашем областном центре впервые появились автомобиль, автобус и троллейбус, первый пароход и теплоход, первый паровоз, тепловоз или электричка? Или когда раздался первый телефонный звонок и заработал телеграф, прошла первая радиопередача, состоялся первый телевизионный сеанс? А где был установлен первый светофор и смонтирован первый лифт?

На некоторые из таких вопросов мы будем отвечать под новой рубрикой «Хочу всё знать», раз за разом подтверждая: наша милая Вятка никогда не была захолустным «медвежьим углом» и одной из первых принимала всё самое новое. А наша первая статья – о первом городском автомобиле.

Эх, прокачу!

В 1896 году вятский полицмейстер докладывал губернатору и городской думе о том, что в городе имеется 15-18 велосипедов и нет ни одного автомобиля.

О том, что ситуация изменилась, стало известно из газеты «Вятская жизнь». Её номер от 18 февраля (3 марта) 1906 года рассказывал, как владелец первого автомобиля Кузьма Игнатьевич Лаптев «третьего дня показал знакомым купленный автомобиль, а 16 февраля (1 марта) совершил проезд по улице Московской. Автор хроники по-своему оценил данное чудо техники, называя её колымагой, которая сильно шумела, трещала и пугала лошадей. Данная поездка закончилась «аварией». Проезжая по сильно заснеженной улице во время снегопада около полицейской части (между Никитской и Царёвской) автомобиль испугал лошадь, которая, перевернув сани с двумя дамами, кинулась в сторону. Дамы оказались в сугробе, а извозчик долго волокся на вожжах. К счастью, все отделались лёгким испугом. Автор возмущался тем, что купцу позволено ездить на автомобиле по городским улицам, не имея на это специального разрешения начальства.

Марку автомобиля, который напугал горожан, удалось установить библиографу А.Маркову. Просматривая материалы с воспоминаниями Б. Сергеева, он обратил внимание на следующую фразу: «Один из гуляющих купеческих сынков был Кузьма Лаптев. Он приобрёл автомобиль фирмы «Фиат» (фабрика Итальяно автомобили Турино), и по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая толпу зевак, не видевших ранее автомобиля».

О появлении в городе второго и третьего автомобилей также поведали (в сентябре и ноябре 1912-го) журналисты газеты «Вятская речь». Принадлежали эти машины господину Степанову и купцу Н. Клабукову.

В конце ХΙХ в. появляется новый вид транспорта – мотоцикл, который тоже попадал на вятских улицах в ДТП. Так, «Памятная книга Вятской губернии» сообщала, что 26 июля (8 августа) 1910 г. около 10 час. утра близ городского театра мотоциклист Ворончихин наехал на обывательницу Русинову…

Даешь конку!

Проблема перевозки горожан из одной части города в другую существовала уже в начале ХХ века. В 1908 г. ряд вятских купцов обратился в городскую думу с предложением о постройке в городе конки. Причём все расходы купцы брали на себя. Но городская дума отклонила данный проект, как утопический. Через год в думу поступило предложение от госпожи А. А. Пекарской, которая предлагала пустить от центра города до двух вокзалов омнибус – карету для платной перевозки пассажиров. Одновременно в карету могло вмещаться до 8 человек. После жарких споров дума выдала разрешение на перевозку омнибусом пассажиров по строго оговорённым маршрутам. Стоимость проезда от центра до вокзала составляла 12 коп. Между остановками (а их было две) — 4 коп. Учащиеся провозились за половину стоимости. Увы, омнибусы ходили по городу лишь до октября 1910 года. Госпожа Пекарская обанкротилась и продала все кареты.

Осенью 1910 г. в Вятскую городскую думу поступило заявление от механика телеграфа железной дороги П.Л. Заушицина с просьбой устройства перевозки пассажиров и грузов на автомобиле. Техническая комиссия думы пришла к выводу, что такие перевозки возможны только по замощённым улицам со скоростью не более 12 вёрст в час. Причём автомобиль должен быть специально оборудован звуковыми и световыми сигналами, а водитель быть не старше 21 года. В городском правлении обязательно должны были храниться фотография автомобиля и паспорт его технического состояния. Проезд одного пассажира без груза от вокзала до центра должен был стоить не дороже 30 коп. без груза и 40 коп. с грузом не больше 5 пудов. На станцию Вятка-2 от центра — не дороже 20 коп. Повторное рассмотрение вопроса через год было отложено по причине выезда заявителя из Вятки. Действительно, Заушицин, тяжело заболев, выехал для лечения в Петербург и обратно в Вятку уже не вернулся.

10 мая 1914 г. дума вновь рассматривала вопрос о перевозке пассажиров из одной части города в другую. Было признано целесообразным строительство трамвайных путей. Но началась Первая мировая война. Строительство отложили до окончания боевых действий. Решать проблему перевозки пассажиров по городу уже пришлось новой советской власти.

13 октября 1927 года на страницах газеты «Вятская правда» появилось небольшое объявление о том, что Вятская почтовая контора организует на свободных от перевозки почты автомобилях перевозку пассажиров по улицам города. Это были обычные грузовые автомобили, приспособленные для перевозки пассажиров. Организовано несколько маршрутов, которые, в большинстве своём, начинались от теперешней улицы Розы Люксембург и заканчивались у железнодорожных вокзалов. Стоимость проезда составляла 15 копеек от одной до другой станции. Остановки обычно были на перекрёстках улиц.

Время автобуса

К этому времени в ряде стран, в том числе в России, появился и стал быстро распространяться новый вид транспорта – автобус. Губернское руководство, прослышав о первых отечественных автобусах, специально предназначенных для пассажирских перевозок, решило, что жители губернского центра должны пользоваться для своих поездок по городу именно автобусами.

Первое письмо о выделении двух отечественных автобусов ушло из Вятского горкомхоза в «Автотрест» 28 ноября 1927 года. Ответ о возможности приобретения автобусов стоимостью 26000 руб. пришёл достаточно быстро. Автотрест обещал поставить автобусы в количестве 2 штук уже в апреле 1928 г. при своевременной их оплате. Но горкомхоз опередила Вятская почтово-телеграфная контора, которая уже 8 – 9 мая 1928 г. получила автобус, прибывший из Вологды. Почему из Вологды? Там находилось окружное почтово-телеграфное управление, которому подчинялась Вятская почтово-телеграфная контора.

10 мая в газете «Вятская правда» появилась небольшая статья о появлении в г. Вятке автобуса. В статье сообщалось, что этот автобус планируют задействовать на перевозке пассажиров на маршруте Вятка – Слободской. Из-за наступившей распутицы рейсы в г. Слободской пришлось отложить и задействовать его на перевозке пассажиров по губернскому центру. Но уже 13 мая был проведён пробный рейс Вятка – Кумёны. Грязь и бездорожье позволили автобусу доехать только до села Кстинино. Лишь 20 – 21 мая был совершён пробный рейс до Слободского. Вид первого автобуса вызвал интерес у горожан и желание прокатиться. Скорость его передвижения составляла до 50 км/час. Салон вмещал семь пассажиров, потолок и стенки салона были фанерными, двери открывались вручную.

Анатолий ХОХЛОВ

(Окончание следует)