Главная > Культура > Как Уржум приобщался к волшебному сценическому искусству…

Как Уржум приобщался к волшебному сценическому искусству…

Реформатор театра, создатель знаменитой актёрской системы Станиславский писал:
«Наше искусство недолговечно, но зато оно самое неотразимое из всех искусств для современника. Какая сила! Его воздействие создаётся не одним человеком, а одновременно целой группой лиц – актёров, художников, режиссёров, музыкантов…»

Свой театр группой лиц был создан и в городе Уржуме в шестидесятых годах ХIХ века. Инициаторами стала местная интеллигенция, любители искусства. В начале 1866 г. уржумский корреспондент сообщал в газету «Вятские губернские ведомости»: «Город наш имеет театр, устроенный в нарочно нанятом для этого здании. 2 января шли три водевиля «Мотя», «Провинциальный братец», «Утка и стакан воды». 23 января сыграли комедию Островского «Не в свои сани не садись». Назначены к постановке комедия Островского «Свои люди – сочтёмся» и водевиль «Комедия с дядюшкой».

Три десятилетия спустя для выступления артистов было оборудовано одно из зданий благотворительного общества. Его называли народной аудиторией и даже громко – городским театром. Расходы по его содержанию взял на себя местный лесопромышленник и меценат Стародубцев, который, если требовалось, мог сказать веское слово за труппу и перед властями. К 1917 году в этом самодеятельном коллективе было уже около 60 человек. И спектакли давались регулярно – один-два раза в неделю. Наконец, в 1935 году в Уржуме был организован профессиональный колхозный театр, существовавший до начала 50-х годов. За это время сыграно около четырёх тысяч спектаклей, артисты объехали и обошли со своими выступлениями десятки сёл и деревень родного района, побывали почти на всех районных сценах области и даже в Удмуртской и Марийской автономных республиках.

В годы Великой Отечественной войны в Уржум было эвакуировано много семей из Прибалтики, Москвы, Ленинграда, других крупных городов. Среди них было немало театралов. По свидетельству очевидцев, зрительный зал почти всегда был переполнен, что говорило о мастерстве творческого коллектива местного театра. Помогло в укомплектовании труппы и временное расформирование театра юного зрителя в Кирове. Это произошло в конце 1942 года. Его главный режиссёр Р. Романовский, который ранее уже работал в колхозном театре, переезжает в Уржум, чтобы возглавить творческий коллектив. С собой он привозит небольшую группу бывших актеров ТЮЗа.

Трудными для театра были и послевоенные годы. Постепенно увлечение сценой в Уржуме начало сходить на нет. Труппа колхозного театра была распущена. Драматический коллектив при районном Доме культуры ещё какое-то время ставил спектакли и даже оперы. Но и эта пора закончилась…

Начинающий учитель

Без преувеличения можно сказать, что Уржумский театр и Фёдор Ларионов неразделимы. Родился Фёдор Логинович 16 февраля (1 марта по новому стилю) 1880 года в деревне Собакайка (бывшая Казанская губерния). С ранних лет любил рисовать. Но в те времена в бедной крестьянской семье не знали, что такое карандаш и бумага. Поэтому аспидная дощечка и грифель были его первыми принадлежностями в этом увлечении. Когда стал постарше, начал заниматься клейкой макетов и всевозможных картонажей.

Обучение началось с приходской школы. Получить же специальное образование в Казанской художественной школе удалось только благодаря помощи губернского земства, которое выделило средства на стипендию.

В той же Казани Ларионов увлёкся сценой, занимался в драматическом коллективе при ремесленном клубе.
Но вот обучение подошло к завершению. Успешно сдав выпускные экзамены, он получил диплом учителя графических искусств средних учебных заведений и строителя архитектуры. И, как стипендиат, был назначен учителем рисования, черчения, чистописания в Уржумскую женскую гимназию.

В августе 1902 года преподаватель Ф.Л. Ларионов делал здесь первые шаги. В его памяти сохранялись яркие воспоминания: уроки, дополнительные занятия с наиболее успевающими учащимися, классные парты, за которыми сидела стриженая детвора. Среди детей были Анна Винокурова, впоследствии – член Союза художников СССР, и Лиза Кострикова, которая, как и он, тоже будет учительницей. За плодотворную работу Родина наградит её орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», трижды её изберут депутатом Верховного Совета РСФСР.

После окончания рабочего дня в гимназии Ларионов спешил на занятия, посвящённые другому творчеству – театральному. Это увлечение почти всю жизнь шло у него параллельно с преподавательской деятельностью. В то время в Уржуме при детском приюте, где воспитывался Серёжа Костриков, работал музыкально-драматический коллектив. Недалеко от него находилось здание «Народной аудитории». Для выступлений артистов оно было приспособлено из старого приюта. Кстати, игра самодеятельных артистов не оплачивалась, все сборы шли на содержание приюта и беднейших его воспитанников.

Строитель-театрал

Первым значительным успехом Ларионова была постановка пьесы «Быль на Волге», где он выступал как режиссер, актёр и художник-декоратор. Декорации – задник с рекой Волгой, вид которой ему был отлично знаком, боярский терем, лес и избу написал он сам. Дорогие костюмы, декорации и реквизит были созданы на личные средства участников спектакля. Электрического освещения в то время в Уржуме ещё не было, спектакли игрались при свете керосиновых ламп. Но на эту постановку один из энтузиастов-мастеров самодеятельного кружка провёл электрическое освещение. Сконструировал небольшой двигатель, динамо-машину и тут же на дворе «Аудитории» в помещении сторожки им всё было оборудовано. Успех артистов был настолько большим, что постановку пришлось повторить несколько раз. Причём всё время при переполненном зале.

С 1907 года Фёдор Логинович по совместительству вёл ещё чистописание и рисование в Уржумском реальном училище, куда через год он переходит на основную работу. Созданной им уже в этом учебном заведении театральной труппой были поставлены детские оперы «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Квартет» и классические «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина.

Имевшиеся помещения не удовлетворяли требованиям для размещения училища, поэтому земство начинает строительство в Уржуме нового здания. Как техник-строитель, Ф.Л. Ларионов принимает в этом непосредственное участие. Окончена стройка в 1912 году.

Кроме того, Ларионов является автором проекта колокольни Митрофаниевской кладбищенской церкви. В дополнение к основному назначению она призвана была служить ещё и городской каланчой располагавшейся через дорогу пожарной команды, так как стояла на самом высоком месте города.

В фондах Уржумского краеведческого музея хранится документ, направленный из канцелярии попечителя Казанского учебного округа на имя директора реального училища. Датирован он 24 февраля 1912 года. Из него следует, что учитель этого учебного заведения коллежский асессор Ф.Л. Ларионов награждён орденом Св. Станислава 3-й степени. Там же имеется ходатайство от 1915 года на преподавателя реального училища уже надворного советника Ф. Л. Ларионова о награждении его орденом Св. Анны тоже 3-й степени.

Заболоцкий вспоминает…

Много учеников прошло через уроки этого педагога. Был среди них и будущий советский поэт Николай Заболоцкий, который поступил в реальное училище в 1913 году. В своих воспоминаниях он пишет: «Ф.Л. Ларионов, учитель рисования и красавец мужчина, кумир уездных дам, пользовался нашей любовью, именно потому, что преподавал любезное нашему сердцу рисование…»

Математика и рисование считались в реальном училище важнейшими предметами. В рисовании и черчении Николай Заболотский (напомню читателю, что он поменял фамилию на Заболоцкий примерно в середине 20-х годов ХХ века) проявлял хорошие способности и успешно рисовал карандашом и писал акварелью и маслом. На занятиях демонстрировались репродукции картин известных живописцев. Некоторые выпускники пробовали поступить в художественные училища, что говорило об успешных занятиях с ними учителя рисования.

Здесь же, в реальном училище, Ларионов поставил оперу Глинки «Жизнь за царя», представления которой шли и в «Аудитории». Исполнителями ролей были учителя, врачи, судейские и земские чиновники и их жёны. Фёдор Логинович пел партию Ивана Сусанина.

Поэт Заболоцкий в воспоминаниях восторженно отзывается об очередной постановке Ларионова: «В первый год моего ученичества у нас в реальном училище силами учителей, интеллигенции и старшеклассников ставилась «Аида». Правда, опера шла под аккомпанемент рояля и с помощью лишь местных ограниченных средств, – но шла!»

После революции постановки спектаклей самодеятельными артистами продолжались с ещё большим размахом. Состав музыкально-драматического коллектива доходит до 40 человек. Уржумской Чрезвычайной комиссией Ларионову, как руководителю труппы, были даже даны полномочия: подбирать от купечества костюмы, мебель, драпировки, прочий реквизит для дальнейшего оборудования театрального помещения.
В 1918 году в Уржуме образовался профессиональный оперный коллектив под руководством певца А.В. Новикова, получившего впоследствии звание заслуженного артиста республики. Ларионову, как солисту-баритону, поручалось исполнять ответственные партии. Например, Демона, Онегина в известных операх, Валентина в «Фаусте», Грязного в «Царской невесте»…

Когда в начале 20-х годов оперный коллектив был расформирован и прекратил своё существование, при профсоюзном клубе был образован новый, руководить которым стал Ларионов. Часть артистов перешла вместе с ним, и постановки музыкальных спектаклей на радость уржумских зрителей возобновились. Но приверженцу театрального искусства этого было мало. Он возглавлял одну из драматических любительских трупп – «Синюю блузу». Артисты выступали не только в городе, но и ездили по району, обслуживая работников лесозаготовительных и сплавных организаций, тружеников сельского хозяйства, занятых на посевных и уборочных работах.

В награду – аккордеон

В 1952 году колхозный театр был закрыт. Очевидно, его вытеснила наступающая эра кино. Поэтому члены коллектива искали себе новые места работы. Но, несмотря на это, продолжали своё дело уже как любительская труппа.

17 февраля в городском театре силами драматического кружка Дома культуры под непосредственным руководством Фёдора Логиновича поставлена опера Глинки «Иван Сусанин». Он повторил то, что сделал сорок лет назад, правда, тогда эта опера называлась «Жизнь за царя».

Постановка замечательной русской оперы силами самодеятельного молодёжного коллектива стала настоящим событием в культурной жизни не только района, но и Кировской области. А в марте 1954 года уржумские артисты выступали уже в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности. Постановщика спектакля и исполнителя роли Сусанина Ларионова наградили грамотой Министерства культуры РСФСР и именными часами, а самодеятельный уржумский коллектив – почётными грамотами и аккордеоном. А ведь Фёдору Логиновичу шёл тогда уже 75-й год.

Заслуженный работник культуры РСФСР Фёдор Ларионов не мог существовать без театра. Даже в последний год жизни, в 86 лет, он ещё ставил спектакль. Правда, на репетиции его водили уже под руки…

Известный кировский журналист Константин Верхотин в статье на смерть Ф. Л. Ларионова писал: «Его стараниями маленький городок никогда не был лишён возможности приобщиться к волшебному сценическому искусству, познать что-то новое в драматургии, увидеть ещё раз классическое произведение…»

Владимир ШЕИН, г. Уржум.

На снимке: коллектив драматического кружка в городе Уржуме (1934 год). Фёдор Логинович Ларионов (во втором ряду, третий слева).