Главная > Интервью > Когда преступник – невидимка

Когда преступник – невидимка

Кировская область продолжает страдать от дистанционных мошенников из других регионов и даже стран.

Дистанционные мошенники чем-то напоминают знаменитую «Чёрную кошку» из «Места встречи изменить нельзя»: почерк злоумышленников узнаваем, от их действий пострадали многие, но задержать наглых преступников очень непросто. О том, как защитить себя от попадания в сети аферистов и о специфике преступлений, совершаемых бесконтактным способом, в интервью «КП» рассказал начальник отделения по раскрытию мошенничеств управления уголовного розыска УМВД России по Кировской области Павел Шмыров.

– Павел Васильевич, судя по криминальным сводкам, жертв «мошенников из интернета» становится всё больше…

– Действительно, из всех видов преступных посягательств бесконтактный – самый динамично развивающийся. При регистрации заявлений от пострадавших фиксируется рост с очень большими процентами. Так, если за весь прошлый год в нашем регионе было совершено около 1600 дистанционных мошенничеств, то уже за первые два месяца 2019 года в регионе около 300 подобных историй.

Вариантов мошеннических действий, от которых страдают люди, очень много. Здесь не только кражи с банковских счетов, но и вымогательства. Подобное случается, когда преступник взламывает чужую страницу в популярной социальной сети, получает доступ к интимным фотографиям, а затем под угрозой распространения фото вымогает у человека денежные средства.

– Кто чаще всего становится жертвой подобных преступлений? Существует стереотип, что это бабушки и дедушки…

– Если раньше действительно обманывали в основном бабушек, то сейчас картина изменилась. Молодые оказываются в числе жертв не реже. И ничего удивительного в этом нет. Мир меняется, и всё больше людей переходят на онлайн-платежи, делают покупки в интернете, а в магазинах расплачиваются банковскими картами.

– Какой из видов дистанционного ограбления случается чаще других?

– Классический пример: у человека выложено объявление на сайте «Авито» о продаже, допустим, телевизора. Ему звонит «покупатель», который утверждает, что очень хочет приобрести эту вещь и обещает немедленно внести предоплату в 5-10 тысяч, чтобы никто не перекупил. Для этого собеседник просит назвать персональные данные банковского счёта продавца: полный номер, срок действия и CVC-код с обратной стороны карты. Жулики – грамотные психологи. Они знают, как выведать не только информацию, указанную на «пластике», но и цифры проверочного кода, который затем приходит пользователю в виде эсэмэски.

Далее похищение средств становится делом техники. С помощью «мобильного банка» мошенник списывает все деньги с карты. А иногда и с нескольких других карт, если они также привязаны к этому «мобильному банку».
Не менее часто страдают люди и от мошенников, занимающихся пакетной рассылкой СМС-сообщений.

Злоумышленники находят базу телефонных номеров Кировской области от какого-нибудь оператора и массово отправляют людям информацию о том, что их банковская карта заблокирована и что решить данную проблему можно, позвонив по указанному в сообщении телефону. Многие люди пугаются и тут же перезванивают. «Банковский работник» соглашается помочь, но при этом просит сообщить ему все данные и пароли по карте.

– Пару лет назад преступники очень часто представлялись попавшими в беду родственниками и просили помощи у мам или бабушек. Сейчас таких мошенничеств стало меньше?

– Для Кировской области такие преступления актуальны до сих пор. Мошенники обзванивают подряд различные городские телефонные номера. Услышав на другом конце трубки немолодой голос, представляются внуком или сыном, после чего быстро рассказывают, что попали в беду: подрались или стали участниками ДТП… Всё это говорится скомканно, после этого трубку берёт другой человек, который утверждает, что он – сотрудник правоохранительных органов, готовый «помочь в решении проблемы».

Буквально две недели назад жертвой такого преступления стала пожилая женщина из Нововятского района, заплатившая за «помощь близкому человеку» 50 тысяч рублей. Эти деньги она передала курьеру-студенту, которого дистанционный мошенник, представитель другого региона, нашёл по объявлению в интернете. Молодой человек даже не подозревал, что его вовлекают в преступную схему.

Кстати, злоумышленника в этом деле установить удалось. Как выяснилось, звонили из Ростовской области. С помощью наших коллег подозреваемого вычислили достаточно быстро. Он был допрошен и сейчас привлекается к уголовной ответственности.

– А вообще, такие преступления раскрываются часто?

– За три месяца текущего года раскрыто 65 преступлений. Это очень мало на фоне того вала мошенничеств, который идёт. При этом могу сказать, что у нас – регион потерпевших. «Своих», кировских, преступников, которые совершают подобные мошеннические действия, у нас практически нет. Если есть, то единицы. В другие регионы из нашей области подобных звонков не идёт. Об этом говорят коллеги, с которыми мы общаемся.

Почему так? Думаю, всё дело в том, что в кировских исправительных учреждениях значительно строже следят за порядком. «Звонарей» у нас никогда не было. Просто потому, что достать телефон заключённым очень сложно.

– Какой максимальный срок грозит «дистанционным» преступникам?

– Всё зависит от причинённого ущерба и от других обстоятельств дела. По некоторым составам можно и до 10 лет получить, хотя на практике чаще от 2 до 3 лет.

– Можете составить примерный портрет мошенника?

– Это самые разные люди: мужчины и женщины, молодые и достаточно взрослые. Среди людей «за сорок» много ранее судимых, начинавших заниматься подобными делами в местах не столь отдалённых, а сейчас вышедших на свободу.

Молодёжь, конечно, более подкована в техническом плане и лучше разбирается в использовании мобильных устройств и компьютерной техники.

– Наверное, каждый житель Кирова сталкивался с тем, что на его телефон звонили незнакомые люди и говорили: «Вы выиграли подарок. Приходите – заберите». Как вести себя в подобные моменты?

– Мне тоже не так давно звонили и приглашали за каким-то подарком на улицу Казанскую. В ответ я задал всего два вопроса: «Где я мог выиграть приз?» и «Как вы нашли мой телефон?» Женщина-собеседница не знала, что ответить, и сама положила трубку.

Оказалось, что по указанному адресу должна была пройти промо-акция с представлением какого-то товара и кто-то просто собирал людей для участия в мероприятии и, возможно, продажи им части товара. Такой вот не совсем честный маркетинг. В нём, безусловно, есть определённая хитринка, но это не преступление.

– Каких относительно новых вариантов мошенничества стоит остерегаться кировчанам?

– С января 2019 года по всей России идёт серия звонков обладателям карт рассрочки «Халва». Жулики смогли получить доступ к базе пользователей и теперь взялись за клиентов. Представляются сотрудниками банка и сообщают людям о том, что некие злоумышленники «прямо сейчас» пытаются списать средства с их карт.

У законопослушных граждан в подобных ситуациях начинается паника. Они готовы сходу выдать все явки и пароли. А мошенники умело этим пользуются.

Концы, как правило, уходят на Украину. Достать преступников там сейчас практически нереально. Даже элементарно съездить в командировку туда нельзя. Хотя телефоны, с которых совершаются звонки, находятся там.

Есть поражённые регионы. Там около сотни жертв, как в Нижнем Новгороде. У нас пострадавших владельцев карт «Халва» не так много, но жертвы мошеннических действий есть.

Кроме того, среди часто встречающихся сейчас дистанционных мошенничеств – звонки от людей, представляющихся сотрудниками Пенсионного фонда РФ, а также от помощников в «получении большого кредита под выгодный процент». При этом последние просят оплатить дорогостоящую страховку.

– Скоро лето – сезон отпусков. А значит, люди будут покупать путёвки и бронировать гостиницы в интернете. На что посоветуете обращать особое внимание?

– Туристический сезон ещё не начался, а у нас уже лежат несколько заявлений от граждан, пострадавших от фэйковых (или фишинговых) страниц различных турфирм. Люди оплачивают путёвки, а потом всё оказывается пустышкой. Поэтому, прежде чем перечислять деньги за будущий отдых, надо всё перепроверить. Убедиться, что сайт настоящий. Проверить информацию на других ресурсах. Прочесть отзывы. Ну и как минимум найти настоящий телефон турфирмы и перезвонить по нему.