Главная > Культура > Мастер возрождает старинный храм в Подосиновском районе

Мастер возрождает старинный храм в Подосиновском районе

Деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского при въезде в Демьяново кажется покинутой. Тишину солнечного утра нарушает лишь птичий щебет. Но незаметная для большинства жителей посёлка работа по строительству и благоустройству здесь не прекращается…

Вот уже несколько месяцев известный в районе мастер деревянных дел Алексей Обабков вручную выпиливает детали для церковного иконостаса, высота которого четыре метра, а ширина – восемь. Работа над царскими вратами почти закончена, и при взгляде на причудливое деревянное кружево невозможно представить, каких трудов стоило сотворить такую красоту.

– На три мелкие детали уходило шесть часов, а на одну крупную – дня три-четыре. В работу идёт в основном лиственное дерево, оно не только мягче, но и ворсистость после прошкуривания даёт меньшую, — поясняет Алексей Степанович.

– Каждая деталька должна в точности соответствовать другой, расположенной напротив неё. А не проще было бы всё это выточить на станке? – спрашиваю у мастера.

— Пусть рука где-то и сбилась, это не беда. Зато потом придёт внук в храм, посмотрит и скажет, что дед всё это вручную сделал. А на станке получится штамповка, – возражает мастер. – Может быть, я преувеличиваю?
Его дорога к храму начиналась с детских лет. Алексей родом из Курганской области, вырос в деревенской многодетной семье. Мама работала в храме, а отец, что пришёл с фронта инвалидом первой группы, каждое утро начинал со слов: «Господи, благослови!». Сам Алексей Степанович крестился уже в зрелом возрасте. Это произошло в домовой церкви Подосиновского психоневрологического интерната в 1990-е. Тогда же он участвовал в создании иконостаса для церкви Рождества Пресвятой Богородицы п. Подосиновец, а в первый раз столь ответственное дело ему доверили ещё на Урале, где жил с семьёй до переезда в Демьяново.

Особенность третьего в жизни мастера иконостаса в том, что он создаётся в русском стиле. За образец было решено взять иконостас храма Прокопия Блаженного, который находится на берегу Сухоны в Великом Устюге.

Мастер возрождает старинный храм в Подосиновском районе

– Я выпиливаю, вырезаю, а сыновья ошкуривают деревянные детали, – продолжает мастер. – Дочка будет их расписывать красками. Внуки тоже помогают. В общем, вся наша семья участвует в этой работе.
Для Алексея Степановича иконостас – это воплощённая в дереве молитва. Наверное, поэтому мастер предпочитает работать по вечерам, когда никто к нему не заглядывает и не нарушает уединения.

Когда рассматриваешь по-ювелирному тонкие узоры, выполненные из дерева Обабковым, в голову не придёт, что сотворил их наполовину слепой человек. Увы, один его глаз в результате глаукомы стал незрячим, а второй видит только в очках. Как же можно рисковать остатками зрения, часами просиживая над столь скрупулёзной работой?! Очевидно, есть на свете что-то более важное, чем собственное здоровье и благополучие…

Первый ярус иконостаса демьяновской церкви составят четыре больших, в человеческий рост, образа – Спасителя, Богородицы, преподобных Сергия Радонежского и Леонида Устьнедумского. Эти иконы уже написаны художником из Великого Устюга и доставлены в Демьяново. Дело за их узорочьем…

Татьяна КУРДЮМОВА,
Подосиновский район