Главная > Интервью > Наталья Стадченко: «Страховщики становятся агентами, сопровождающими пациента на всех этапах лечения»

Наталья Стадченко: «Страховщики становятся агентами, сопровождающими пациента на всех этапах лечения»

Национальный проект «Здравоохранение» заметно изменит оказание помощи по обязательному медицинскому страхованию. Мы сможем обращаться в поликлинику, не предъявляя полис, а новорожденного застраховать в системе ОМС прямо в роддоме. Страховые компании будут проконтролировать все этапы лечения любого пациента.

О реализации нововведений рассказала председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко.

Воздействуя на пациента и помогая врачу

– Наталья Николаевна, недавно были расширены обязанности страховых представителей. В чём их суть и помощь людям?

– Действительно, мы начинаем развивать работу страховых представителей с диспансерными группами населения, более плотное сотрудничество страховых организаций: как с больницами, так и с больными, страдающими хроническими недугами. Важно обеспечить преемственность оказания помощи пациентам, которые после лечения в специализированных центрах переводятся на сопровождение в поликлиническое звено. Сегодня необходимо формировать регистры по таким пациентам и передавать выписной эпикриз из стационара в первичное звено. Таким образом, участковый терапевт будет получать своевременную, точную и важную медицинскую информацию ещё до того, как пациент придёт к нему на приём. Страховые представители также отслеживают и непосредственное ведение диспансерного наблюдения, чтобы исключить формальный подход. К примеру, пациенты с сердечно-сосудистыми патологиями должны регулярно проходить различные детальные обследования -УЗИ сердца и сосудов, после стентирования – эхокардиографию с определённой периодичностью и так далее. Всё это будут контролировать страховые представители. Они же проследят за тем, чтобы пациенты при наличии показаний получили направления на высокотехнологическое лечение и реабилитацию.

Основная задача страховых представителей – снизить риск осложнений, воздействуя на пациента и помогая врачу. Люди могут и сами обратиться в страховую компанию к страховым представителям третьего уровня. В этом случае с согласия пациента он займётся его сопровождением: будет напоминать о сроках диспансеризации, контролировать её в процессе, на основе анализа медицинской документации. И, конечно, поможет при возникновении проблем с обследованиями и необходимыми процедурами.

– Получается, что страховой представитель становится консультантом для пациента, своего рода экспертом, с которым можно обсудить варианты и этапы лечения?

– Да, это важнейшая функция страхового представителя – разъяснить алгоритм лечения, обоснованность необходимость приёма назначенных лекарств, выполнения рекомендаций (если в том возникнет необходимость) по направлению на хирургическое лечение, необходимость соблюдения здорового образа жизни. Страховые представители уже работают непосредственно во многих поликлиниках, поэтому пациенты могут и позвонить, а при желании и побеседовать с ними лично. Нужно прийти в поликлинику, посмотреть график их работы или зайти на сайт страховой организации.

Не по документам, а в ходе лечения

– Как будет обеспечиваться контроль качества лечения?

– С 2019 года подходы меняются. Раньше страховщики контролировали объёмы и качество медицинской помощи после её оказания, в основном анализируя медицинскую документацию. Сейчас они становятся агентами, которые сопровождают пациента непосредственно на всех этапах лечения.

Определён единый информационный ресурс взаимодействия участников системы ОМС. Территориальные фонды являются его операторами, а медицинские и страховые организации – участниками. Доктора обязаны вносить на этот ресурс информацию о каждом застрахованном. И на её основе страховые медицинские организации сопровождают пациентов.

Используя информационные ресурсы территориальных фондов, страховые компании смогут отслеживать, насколько своевременно пациент с хроническими заболеваниями был поставлен на диспансерный учёт, была ли ему проведена вся необходимая диагностика и назначено лечение. Если пациента консультировали специалисты федеральных медцентров с помощью телемедицинских технологий, задача страховщиков проконтролировать, выполняются ли эти рекомендации на местном уровне. Если по каким-то причинам больного госпитализировали не по профилю его заболевания – это тоже проблема страховщиков. И следует добиваться, чтобы пациента перевели в профильную больницу.

Всё это позволит обеспечить качество и доступность медицинской помощи пациентам с онкологическими, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями.

«В один клик»

– Сегодня в быстром темпе развиваются различные цифровые технологии. Как они применяются в системе ОМС?

– Федеральный фонд ОМС ведёт несколько проектов, которые позволят уже в скором будущем выполнять многие действия онлайн или с использованием электронных документов. К примеру, узнать свою страховую компанию, номер полиса, телефон страхового представителя и «горячей линии» территориального фонда ОМС можно будет буквально «в один клик». По этому направлению мы работаем совместно с Минздравом и Минкомсвязью России. Наша общая цель – сделать так, чтобы в любую больницу страны человек мог обратиться за помощью без предъявления полиса, просто показав паспорт. К концу 2019 года такой сервис уже будет действовать.

Как способ борьбы с приписками

– С нынешнего года на Едином портале государственных и муниципальных услуг у каждого пользователя появилась возможность посмотреть список услуг, оказанных ему в рамках ОМС, и их стоимость. Зачем?

– Граждане могут помочь системе ОМС стать эффективнее. Даже если человек получил медицинскую помощь в нескольких регионах, эта информация будет объединена в единой справке. Это логично, но сложно технически. Однако вся соответствующая работа проведена. И сейчас если гражданин видит, что список оказанных ему услуг не соответствует действительности, он может здесь же, на портале, составить и отправить обращение.

Оно является основанием для проверки, которую будет обязан провести территориальный фонд ОМС и сообщить заявителю о результатах. Все взаимодействие при этом будет проходить в рамках портала госуслуг. В четвёртом квартале 2019 года у пользователей портала появится возможность отметить в интерактивной форме фактически не оказанные услуги. Это способ борьбы с приписками, которые, к сожалению, ещё встречаются.

Цифровой полис

– Будет ли в связи с цифровизацией меняться страховой полис?

– Люди уже привыкли к тому, что полис страхования здоровья для зарубежных поездок или полис ОСАГО можно оформить, не выходя из дому. Цифровой полис ОМС не исключение, и уже в начале 2021 года можно будет им пользоваться. Так как квалифицированная электронная подпись есть далеко не у всех, разработан способ сделать эту услугу доступнее. Заявления будут подписываться подписью портала, и документ станет легитимным при условии, что у пользователя есть подтверждённая учётная запись. Осталось только всё это технически оформить.

Сейчас при подаче заявления через портал госуслуг пользователь сам выбирает страховую компанию и пункт выдачи полиса. При успешной обработке заявления ему придёт уведомление, что он может получить временное свидетельство, подтверждающее факт страхования по ОМС. Через 45 дней ему сообщают о том, что полис готов, и можно его забрать по тому же адресу. Кстати, при подаче заявления можно выбрать, будет ли полис бумажным или в виде пластиковой карточки с чипом. И сейчас и в будущем мы не станем отказываться от бумажной формы полиса: всем, кто захочет иметь его именно в данном виде, такую возможность сохранят.

Промежуточная фаза с временными свидетельствами в электронной форме нужна, чтобы отладить рабочие процессы и взаимодействие ведомств. К концу 2019 года планируем запустить в обращение временное свидетельство во всех субъектах РФ.

Цифровой полис ОМС не имеет физического носителя и может быть сохранён на смартфоне в виде электронного образца документа. Переход на такую форму документа позволит, в частности, оформлять полис новорождённым прямо в роддоме.

В целом переход на документы в цифровой форме в сфере ОМС позволит сэкономить много времени и сил не только гражданам, но и всем организациям, вовлечённым в оказание услуг обязательного медицинского страхования.

По материалам «Российской газеты» подготовила Татьяна МАСЛОВА

Фото: pbs.twimg.com