Главная > Интервью > На 26 пунктов вверх. С чем связан рост конкуренции в Кировской области?

На 26 пунктов вверх. С чем связан рост конкуренции в Кировской области?

Региональный министр экономического развития и поддержки предпринимательства Наталья Кряжева уверена: это результат целенаправленной работы.

– Наталья Михайловна, Кировская область поднялась в рейтинге регионов по уровню содействия развитию конкуренции на 26 позиций. С чем связан такой подъём? Какие показатели учитывались при составлении рейтинга?

– Действительно, по итогам рейтинга регионов по уровню содействия развитию конкуренции в 2017 году Кировская область значительно улучшила свои позиции. Регион поднялся на 26 позиций, заняв 59-е место.
Такие положительные результаты достигнуты в основном за счёт реализации мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Кировской области на 2017 − 2018 годы. Мы выполнили план, а по ряду показателей перевыполнили его.

На результаты рейтинга повлияла и оценка реализации в регионах основных составляющих Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Большая часть требований Стандарта в Кировской области была выполнена и реализована.

Что касается итогов работы в 2018 году, то рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции будет сформирован и опубликован Министерством экономического развития Российской Федерации в ноябре–декабре.

О Стандарте развития конкуренции

– В апреле этого года принят новый Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Какие изменения внесены в него и чем он отличается от старого Стандарта?

– Для начала напомню, что в целях развития конкуренции ещё в 2015 году был принят Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Задача была содействовать формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, способствовать устранению административных барьеров.

Спустя четыре года, в апреле 2019-го, был принят новый Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Самое главное – в нём значительно расширен перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте РФ и установлены по каждому рынку минимальные значения ключевых показателей к 2022 году.

В новом Стандарте появились рынки услуг общего и среднего профессионального образования, теплоснабжения, семеноводства и племенного животноводства, лёгкой промышленности, производства кирпича и бетона, рынки, связанные с производством и куплей-продажей электроэнергии, и многие другие.
Расширен и перечень системных мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции. Кроме того, удвоено количество ежегодных мониторингов состояния и развития конкурентной среды. Это позволяет оценить усилия региональных и муниципальных органов власти по развитию конкуренции на товарных рынках, оперативно выявить проблемные моменты и скорректировать дальнейшую деятельность.

Важно, что в этом деле значительно усилена роль муниципальных образований. Для внедрения вышеупомянутого Стандарта между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления заключаются соглашения или меморандумы. В рамках соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие региональным органам власти при реализации ими стандарта и «дорожной карты».

Безусловно, только системная совместная работа позволит нам создать все условия для формирования здоровой экономики региона, что в свою очередь будет способствовать снижению цен и повышению качества продукции и услуг.

О товарных рынках

– В соответствии со Стандартом каждый регион должен определить перечень товарных рынков и разработать «дорожную карту». Какие товарные рынки определил для себя наш регион?

– Нам ещё предстоит большая работа по внедрению этого документа в Кировской области.
В настоящее время министерство экономического развития и поддержки предпринимательства совместно с органами исполнительной власти разработало новый перечень товарных рынков, то есть выбрали те рынки товаров, работ, услуг, на которых необходимо развивать или поддерживать здоровую конкуренцию.

В перечень региона вошли 33 товарных рынка из 41, определённых Стандартом. Какие изменения в сравнении с прошлым перечнем произошли? Например, из нового перечня исключены рынок в сфере культуры и рынки, связанные с развитием ярмарок и увеличением количества организаций, осуществляющих розничную торговлю.

Вместо одного рынка услуг в сфере ЖКХ появились отдельные, более узкие, такие, как рынки теплоснабжения, купли-продажи и производства электроэнергии, поставки сжиженного газа, сбора и транспортирования твёрдых коммунальных отходов, работ по благоустройству городской среды, содержанию и текущему ремонту в многоквартирных домах. Рынок по перевозке пассажиров наземным транспортом разделился на три отдельных рынка: перевозка пассажиров по муниципальным, по межмуниципальным маршрутам и легковым такси.

Помимо этого, в новый перечень добавлены рынки в сфере услуг общего и среднего профессионального образования, рынки семеноводства, племенного животноводства и реализации сельскохозяйственной продукции, рынок добычи полезных ископаемых и рынки легкой промышленности и деревообработки.
В перечень включены рынок архитектурно-строительного проектирования, рынок кадастровых и землеустроительных работ, рынок производства кирпича и другие.

Исходя из выбранных товарных рынков, мы разработали проект новой «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции. На каждом из них будет реализован комплекс мероприятий.

Например, на рынке услуг среднего профессионального образования запланирован ряд мероприятий, направленных на развитие негосударственного сектора. Частные организации будут привлекать для участия в публичном конкурсе на распределение контрольных цифр приёма на обучение по профессиям, специальностям за счёт средств областного бюджета и для участия во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования и региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Кировской области.

На рынке теплоснабжения в рамках развития конкурентной среды для повышения качества оказываемых услуг запланирована передача объектов теплоснабжения муниципальной формы собственности на конкурсной основе в концессию.

На рынке услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов также будет реализован комплекс мероприятий. Будут разработаны нормативные правовые акты, направленные на регулирование отрасли обращения с ТКО. Планируется усиление общественного контроля за деятельностью регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и организациями, оказывающими услуги по их транспортированию.

В проект «дорожной карты» включены 23 системных мероприятия, направленные на развитие конкуренции в Кировской области. Отмечу, что для совместной реализации некоторых мероприятий будут привлекаться как органы местного самоуправления, так и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка России.

Сейчас разработка новой «дорожной карты» находится на завершающем этапе. Практически завершены согласования по замечаниям и дополнениям Федеральной антимонопольной службы.

Надеемся, что разработанная «дорожная карта» позволит нам улучшить конкурентную среду на всех без исключения выбранных товарных рынках. Тем самым мы сможем создать благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности на территории нашей области.

О том, что удалось реализовать

– Какие результаты реализации прошлой «дорожной карты»? Какие мероприятия удалось реализовать?

– Например, на рынке услуг детского отдыха и оздоровления, благодаря предоставлению субсидий на возмещение части стоимости путёвки, в частных загородных лагерях в 2018 году отдохнуло более 8 тысяч детей, или более 12% от всех отдохнувших на территории области несовершеннолетних. Значение запланированного целевого показателя в 5% было превышено в 2,5 раза. В результате проведения конкурса данной субсидией воспользовались 13 из 20 негосударственных организаций отдыха и оздоровления детей. В рамках развития конкурентной среды был организован конкурс для предоставления субсидии из областного бюджета на проведение профильных смен. Для участия в конкурсе было подано 16 заявок от негосударственных организаций отдыха и оздоровления детей. Лучшие пять смен получили из областного бюджета грантовую поддержку в объёме 1,5 млн рублей.

В регионе оказывается поддержка и частным организациям на рынке услуг в сфере культуры. Негосударственным организациям, работающим в сфере культуры, оказывается помощь и в предоставлении на льготных условиях автотранспорта для перевозки участников различных мероприятий.

На рынке услуг связи организациями, предоставляющими услуги связи в Кировской области, постоянно проводятся мероприятия по модернизации существующего оборудования базовых станций, строительству базовых станций разных стандартов в населённых пунктах Кировской области, в том числе в малочисленных. Это в конечном итоге повышает качество предоставляемых услуг и расширяет территорию покрытия для обеспечения возможности пользоваться услугами связи большего количества людей.

Кроме того, в 2018 году были реализованы мероприятия, направленные на развитие рынка фармацевтической деятельности. В результате на долю негосударственных аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю, пришлось около 95% при плановом целевом значении в 90%.

– В 2019 году минэкономразвития совместно с органами исполнительной власти, общественными объединениями провели мониторинг состояния развития конкуренции на товарных рынках Кировской области. Расскажите, как он проводился, кто стал участниками, каковы результаты. Что вас порадовало или удивило по итогам опроса?

– В опросах, проводимых путём анкетирования, принимали участие руководители как крупных предприятий и организаций, так и малого и среднего бизнеса. Всего в опросе приняли участие 407 организаций.

Результаты показали, что усилия органов власти дают положительный эффект по созданию условий для развития конкуренции. Так, конкурентная среда в регионе бизнес-сообществом оценивается как достаточно высокая. И большинство респондентов (59,7%) удовлетворены общими условиями ведения предпринимательской деятельности в Кировской области.

Руководители организаций отметили высокий уровень доступности, понятности и удобства получения информации по большинству интересующих их вопросов.

В то же время, несмотря на удовлетворительную оценку деятельности субъектов естественных монополий, в этой сфере существует ряд проблемных вопросов. В частности, в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, при передаче электрической энергии, тепловой энергии, услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем. Поэтому нам есть над чем работать и где продолжать развивать конкурентную среду.