Главная > Без рубрики > Выбор редакции > «Нынешний год – трижды юбилейный»

«Нынешний год – трижды юбилейный»

Полвека назад, 25 октября 1968 года, в деревянном особняке на улице Ленина, 93, областного центра открылся литературный музей.

Нужен ли в Вятке музей литературы? В нашем тихом провинциальном городе, где ещё на разбежке ХIХ века пребывал в ссылке молодой Александр Герцен, а чуть позже, проницательный чиновник и будущий знаменитый писатель Михаил Салтыков-Щедрин?

Положительный ответ на этот вопрос прозвучал в 1930-е годы прошлого века. Однако не нашлось тогда энтузиаста, который взвалил бы на свои плечи всю нелегкую ношу организационной и исследовательской работы.

Прошло несколько десятилетий. И лишь в 1960-е за организацию музея активно взялся Евгений Дмитриевич Петряев, военный врач, писатель, литературовед. Именно по его инициативе в 1963 году музей открылся на половицах библиотеки имени Герцена. А пять лет спустя музейная экспозиция получила постоянную прописку – улица Ленина, 93.

– На тот период в этом доме находились коммунальные квартиры, здесь проживали люди. И под музей первоначально отвели только три комнаты, – рассказывает заведующая домом-музеем Салтыкова-Щедрина Елена Чиркова. – В одной комнате – экспозиция по Салтыкову-Щедрину, во второй – по Грину, и ещё была комната, посвящённая кировским писателям. Позднее, в 1980 году, когда отмечался юбилей Грина и открылся отдельный музей Александра Степановича, вся экспозиция (а дом к тому времени полностью освободился) была перестроена под Салтыкова-Щедрина. К тому же выяснилось, что это именно тот дом, где с 1848-го по 1855 год проживал писатель. Так что нынешний год, по сути, для нашего музея трижды юбилейный: 170 лет со дня прибытия Салтыкова в Вятку (7 мая 1848 года), 170 лет с момента постройки дома (он был закончен в июне-июле 1848 г.) и пятидесятилетие непосредственно литературного музея.

– То есть Михаил Евграфович въехал в новодел?

– Многие считают, что у Салтыкова в Вятке было несколько адресов. Нет, их всего два. Первоначально его поселили в номерах купчихи Репиной – там, напротив ТЮЗа, сейчас располагается магазин «Тюльпан». Ну а вторым постоянным адресом чиновника как раз и стал дом, где сегодня расположен наш музей. Полицейский, который надзирал за ссыльным Салтыковым, рассказал ему о том, что в городе сдаётся абсолютно новый дом.

И, если есть средства, можно этот дом снять. Так что здание, в котором проживал Салтыков, не было предоставлено государством: это была личная инициатива будущего писателя, мать которого, по сути, и оплачивала содержание этого дома в течение семи с половиной лет, когда Михаил Евграфович находился в вятской ссылке…

Дом был построен баварским подданным Иоганном Рашем специально как доходный, который надлежало сдавать внаём. Первым жильцом его и стал ссыльный чиновник Салтыков… Впрочем это был не столько дом, сколько флигель. Центральная часть усадьбы, скорее всего, располагалась на углу современных улиц Ленина и Орловской. Но флигель был построен по принципу настоящего жилого дома, состоял из пяти комнат. И ссыльный чиновник в письмах к брату писал, что снял для проживания довольно сносный дом.

Конечно, мебелью особо он обзаводиться не собирался. Да и всё, что было в наличии, распродал при отъезде. Но при проведении экскурсий мы обязательно рассказываем о том, что сохранилось с момента постройки.

Во-первых, это планировка комнат: столовая, гостиная, кабинет, спальня и людская. И принцип анфилад обеспечивал сохранение тепла печей: две голландские печи были в центральных комнатах, а в людской, вероятно, находилась русская печь, где зимой готовилась пища. Летом кашеварили на улице…

Также с момента постройки дома сохранились оконные и дверные проёмы, медные ручки на дверях, лепнина на потолке. И в первой комнате сохранились полы – они не перестилались. Им, как и дому, 170 лет.

– Говорят, в своё время в штате музея был даже… истопник?

– Музей открылся в 1968 году – тогда здесь жили люди, было печное отопление. И, как рассказывала одна из бывших заведующих музеем, печное отопление сохранялось на протяжении десяти лет. Соответственно, был специальный истопник, который и топил печи, следил за их безопасностью. И лишь со временем появилось централизованное отопление. Но печи внешне сохранились у нас неплохо, поэтому многие посетители, приходя в музей, до сих пор спрашивают, топим мы их или нет.

– А насколько тесные связи сложились у салтыковского музея с кировскими писателями?

– Когда Петряев проявил инициативу по созданию литературного музея, была очень тесная связь с кировскими писателями. И первоначально одна из комнат местным писателям постоянно и принадлежала. Широко велась и пропаганда их творчества. И даже первой заведующей музеем стала жена известного кировского писателя Бориса Порфирьева – Лидия Никандровна Порфирьева, которая много сил и времени положила на то, чтобы этот музей состоялся.

Плодотворная работа с писательской организацией продолжалась и в последующие годы. Не так давно, к примеру, у нас была открыта выставка, посвящённая 95-летию кировского отделения Союза писателей России. Взаимодействуем мы и с другими представителями творческой интеллигенции. В частности, в музее можно увидеть работы заслуженного художника России Дмитрия Сенникова, мастера деревянного зодчества, почётного гражданина города Кирова Геннадия Лопатина.

Конечно, салтыковская тема в музее является определяющей. И здесь я не могу не назвать имя художника Максима Наумова, который является автором бюста Салтыкова-Щедрина, установленного на здании бывших Присутственных мест. (В музее хранится гипсовая копия этой работы). Обойти вниманием прекрасную книгу Евгения Петряева «Салтыков-Щедрин в Вятке», которую переиздали мать и сын Пестовы-Целищевы и снабдили её своими замечательными художественными иллюстрациями. И, конечно, копии автографов знаменитого писателя, которые хранятся в Государственном историческом музее, прижизненные издания произведений Салтыкова-Щедрина…

А.А. Потехин. «Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина». 1970-е гг.

«…Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво…» – воскликнул однажды Пушкин.
Так и наши музейные работники неторопливо, размеренно, обдуманно, без суеты и ненужной спешки служат великому делу сохранения памяти.

Служат уже на протяжении полувека…

Фото автора