Главная > Власть > Образование: внутренние резервы и федеральная поддержка

Образование: внутренние резервы и федеральная поддержка

В Кировской области прошёл традиционный августовский педсовет, в работе которого приняли участие не только руководство региона, но и заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина, которая дала положительную оценку системе регионального образования.

Готовность к 1 сентября

Приветствуя педагогов и гостей педсовета, губернатор Игорь Васильев напомнил о работе, которая ведётся в области по открытию школ и детских садов. В результате впервые за 20 лет в прошлом году открылась современная школа на тысячу мест с физкультурно-оздоровительным комплексом в городском микрорайоне Зиновы. К слову, на открытии ученики и их родители с восхищением назвали её настоящим школьным кораблём, отправляющимся в плавание.

Первого сентября ждёт учеников новая современная школа на тысячу мест в микрорайоне Урванцево.
– В 2018–20 годах планируется ввести в эксплуатацию ещё две школы: в городе Зуевке на 825 мест и в микрорайоне Чистые пруды областного центра на тысячу мест, – сказал Игорь Васильев. – Кроме того, создаются места для малышей до трёх лет и одновременно решаются проблемы очередей в детские сады детей в возрасте от трёх до семи лет. Для этого в течение текущего и следующего годов будут построены 12 детских садов, шесть из них в областном центре.

Игорь Владимирович также сообщил, что на подготовку школ к учебному году из областного бюджета выделено 50 млн. рублей. Кроме того, в текущем году за счёт средств резервного фонда Президента РФ, а это 106 млн. рублей, капитально отремонтировали и реконструировали шесть образовательных организаций. В рамках федеральных программ в 20 сельских школах отремонтировали спортзалы, а в восьми образовательных организациях создали беспрепятственные условия для детей с ограниченными возможностями, создаётся детские технопарки «Кванториум» в Омутнинске и в Кирово-Чепецке. В июле Вятскополянский электромашиностроительный колледж получил федеральный гранд в 35 млн. рублей на модернизацию материально-технической базы. Двадцать миллионов выделено из областного бюджета Кировскому авиационному техникуму на капитальный ремонт и материально-техническое переоснащение.

Глава региона отметил, что в школах поэтапно внедряются современные технологии.

– Мы полностью обеспечили школьников учебной литературой, приобрели учебники в бумажном формате на 35 млн. рублей. И хочу отметить, что смогли обеспечить более 117 тысяч школьников полным комплектом электронных учебников, соответствующих федеральным стандартам и удобных в использовании, – рассказал Игорь Васильев. И добавил, что применение электронных учебников, на его взгляд, удобно и комфортно для молодых и прогрессивных.

Остановился глава региона и на оплате труда педагогов, подчеркнув, что все обязательства по исполнению прежних майских указов Президента регионом выполнены. В июне областной минобразования утвердил новое положение об оплате труда учителей, не допускающее никакой дискриминации в педагогической среде. В его разработке активно участвовал отраслевой профсоюз.

– Мы эту практику принятия совместных решений будем продолжать и дальше, поскольку учителя занимаются крайне важным делом – воспитывают подрастающее поколение, от которого зависит наше будущее, – отметил Игорь Владимирович.

Кроме того, губернатор подчеркнул, что в регионе есть все возможности, в том числе и федеральная поддержка многих начинаний, для успешного развития системы образования.

Нацпроект как ответ на современные требования

Поздравив кировских коллег с наступающим новым учебным годом, заместитель российского министра образования и науки Татьяна Синюгина призвала всем вместе подумать, какой опыт и практики взять за основу, чтобы система образования развивалась поступательно. Рассказала об основных задачах национального проекта «Образование». Прежде всего, это создание необходимых условий для конкурентоспособного общего образования страны и вхождения его в десятку лучших в мире и воспитание гармоничной личности. Но заметила, что по-прежнему остаются приоритетными и уже действующие направления, такие, как доступность всех уровней образования.

Говоря о новом нацпроекте, Татьяна Синюгина обозначила основные его направления: инфраструктурные преобразования, кадры, обновление содержания образования – то, чему учат детей.

Расклад на будущее

Нацпроект включает в себя ведомственные федеральные проекты, реализация которых в ближайшие шесть лет, как подчеркнула Татьяна Юрьевна, определит, чем будет жить система образования и что получится в результате.

Самый актуальный – «Учитель будущего», поскольку именно от педагогов (а их по России – 2,5 миллиона) зависит, как подчеркнула замминистра, выполнение всех поставленных задач.

Проект подразумевает повышение престижа учительской профессии, привлечение и закрепление в школах молодых успешных педагогов. И здесь немаловажная роль отводится институтам развития образования и повышения квалификации, работу которых необходимо перестраивать.

– Знаю, что по этому пути пошла Кировская область, мы видим ваш опыт, который будет использоваться при реализации нацпроекта, – отметила Татьяна Синюгина.

Проект «Современная школа» поможет отказаться от третьей смены, в которую ещё учатся школьники трёх регионов, сократить вторую смену и ликвидировать ветхие школы. Появится возможность строить школы и в сельской местности, и в маленьких городах, что, по словам Татьяны Юрьевны, поможет сохранить в стране сельскую школу.

Остановилась она и на таком актуальном по нынешним временам проекте, как «цифровая школа». Учителям нельзя ударить в грязь лицом, поскольку многие ученики более продвинуты в использовании цифровых технологий.

– В школах не только нужно создать необходимую инфраструктуру, но необходим скоростной интернет, чтобы можно было использовать имеющиеся возможности, что я увидела в вашем центре дистанционного образования. Это верное решение, принятое в области, когда в одном месте сконцентрированы как материально-технические, так и кадровые ресурсы, позволяющие комплексно, а не фрагментально использовать дистанционные технологии в обучении, – заметила Татьяна Синюгина.

Важными являются и проекты по совершенствованию системы профессионального образования, куда сейчас приходят в отличие от прежних лет вполне успешные ребята; работа с родителями, которые должны быть союзниками учителя. Татьяна Юрьевна обратила внимание на то, что многие нынешние родители учились в пору, когда старая идеология уже изжила себя, а новая не народилась. Отсюда важны родительские всеобучи и университеты.

Шаг к новому формату

Замминистра поблагодарила кураторов областного образования за то, что регион – один из двадцати активно работает в рамках пилотного проекта по модернизации системы управления образованием.

– На наш взгляд, регионам предложена эффективная работоспособная модель. Это не простой путь реорганизации системы, которая долгое время работала в устоявшемся, но исчерпавшем себя формате, а значит, неэффективно. Сегодня мы – на первом этапе, сделали самый сложный первый шаг. Но это уже вселяет уверенность в позитивном результате – оценке качества образования, которое получат наши дети, в повышении компетенции учителей, в грамотных управленческих решениях. Впереди напряжённая, но интересная совместная работа, – сказала Татьяна Юрьевна.

Завершая своё выступление, замминистра подчеркнула, что в регионе правильно расставляют приоритеты и есть понимание векторов развития.

– Мы высоко оцениваем все инициативы области и намерены их поддерживать для дальнейшего масштабирования на всю страну, – отметила замминистра.

Глава регионального минобразования Ольга Рысева представила на педсовете развёрнутый доклад, в котором был сделан акцент на создание системы опорных школ, являющихся гарантом качества образования, и переходе на электронные учебники, что становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Правда, добавила, что решение об использовании электронных учебников принимается вместе с родительской общественностью.

Цитата
Татьяна Синюгина:
– Я поздравляю нас всех с тем, что в нашей системе стали появляться такие современнейшие школы, как кировская школа № 26. О подобных лет пять тому назад мы и мечтать не могли. Здесь создана среда и для качественного обучения, и воспитания. Именно благодаря инициативности руководства области таких школ у вас будет появляться всё больше.

Кстати
Ещё до совещания Татьяна Юрьевна посетила новую школу № 26 в микрорайоне Урванцево и капитально отремонтированное новое помещение центра дистанционного образования детей, без которого не обойтись при реализации важного проекта «Цифровая школа» и дальнейшем развитии сети опорных школ. Замминистра одобрила идею регионального правительства о создании опорных школ, отметив, что проект требует более детального обсуждения.