Главная > Век КП > О первом самолёте и первом вертолёте на вятской земле

О первом самолёте и первом вертолёте на вятской земле

Появление первого самолета (аэроплана) на Вятке датировано 1911 годом. В мае в город прибыл авиатор Д.И. Волков, представитель товарищества по устройству полётов на аэроплане Фармана.

Его целью была организация показательных выступлений. Но дирекция ипподрома бегового общества отказала в предоставлении поля для полёта, а губернская власть и вовсе не разрешила назначенные мероприятия, ведь полицмейстер не взял на себя ответственность за организацию порядка во время предполагаемых выступлений.

Аэроплан прибыл в город поездом

Впрочем, уже через пару месяцев Вятка вновь стала жить ожиданием первого полёта аэроплана. Стало известно, что в город вот-вот прибудет лётчик А.А. Васильев с показательными полётами на моноплане Блерио с мотором в 50 лошадиных сил «Гном».

Газеты «Вятская речь» и «Северное слово» поместили следующее объявление: «20 июля 1911 года на беговом ипподроме состоится только один полёт пилота А. Васильева. Начало в 6 часов вечера. Билеты заблаговременно можно приобрести в кондитерском магазине Якубовского, в день полёта в кассах ипподрома с 8 часов дня».

И вот наконец наступил долгожданный день, который можно считать днём рождения авиационных полётов в Вятке. Вятские газеты так описывали единственный полёт отважного пилота. «Аэроплан прибыл в Вятку поездом из Петербурга и хранился на станции «Вятка-2». 20 июля значительная часть горожан прибыла на станцию, считая, что авиатор полетит прямо с платформы. Но разочарованные стали уходить. В разобранном виде на лошадях аэроплан доставили на ипподром. Ипподром в те годы располагался на западной окраине города (совр. район между улицами Р. Люксембург – Профсоюзной – Октябрьский проспект – Дерендяева).

Студенты помогали пилоту собирать аэроплан. Ряд местных жителей с любопытством оглядывали аппарат и задавали А. Васильеву массу вопросов. Полёт был назначен на шесть часов. К этому времени множество вятчан устремились к ипподрому, большая часть их разместилась у загородного сада, чтобы наблюдать за полетом без оплаты. По данным полиции, около ипподрома собралось до 10 тысяч горожан…»

ЧП в рядах безбилетных зрителей

День был ветреный. Пилот волновался. К 7 часам вечера навесили крылья. Ветер стих, и пилот решил лететь. Фотографы окружили аэроплан и пилота, надевшего специальный костюм. Примерно в 7 час. 45 мин. завели двигатель. Несколько сильных мужчин держали машину. Потоки воздуха срывали с них головные уборы.

Вдруг машина побежала и плавно взмыла в воздух. Многотысячная толпа закричала многократно «Ура!» Пилот повернул к кладбищенской церкви, облетел её выше колокольни и направился в сторону города. Его полёт по форме напоминал восьмерку. Замкнув её, аэроплан плавно опускается на поле ипподрома. И вновь раздается «Ура!» Губернатор И.М. Стаховский лично пожал А. Васильеву руку и поблагодарил за полёт.

Подняться второй раз пилоту помешала неблагоприятная погода, наверху чувствовался сильный ветер.

После полёта аэроплан вновь был разобран. Этим же вечером пилот поездом покинул Вятку. Итоги продажи билетов были малоутешительными. Собрано оказалось всего 1153 рубля, что едва окупило мероприятие.

Значительная часть публики, в том числе купцы, прибывшие на выступление лётчика, предпочитали билетов не покупать, а смотреть полёт с расстояния.

Кстати, во время полёта в рядах безбилетных зрителей произошло небольшое ЧП. Лошадь купца Филиппова испугалась звука мотора и выбросила из повозки всех членов семьи, помяла ряд посторонних граждан.
Фотограф С.А. Лобовиков, сделавший несколько фотоснимков, устроил в своем фотоателье выставку фотографий самого первого воздушного полёта в небе над Вяткой.

Винтокрылая машина

Появление первого вертолета в небе нашего города относится к 1955 году. Вечером 4 августа диспетчер аэропорта «Киров» М. И. Кириллов принял радиограмму, что 5 августа в Киров прибудет вертолёт, совершающий рейс по маршруту: Москва – Горький – Киров – Сыктывкар – Воркута.

В полдень 5 августа диспетчером аэропорта, который располагался тогда в микрорайоне Филейка, была установлена радиосвязь с бортом вертолёта Ми-1. Командир сообщил, что полёт проходит нормально и через 15 минут он прибудет на кировский аэродром. Встречать необычную машину вышли руководители аэропорта, все свободные от работы сотрудники, а позже к ним присоединились ожидавшие своего рейса пассажиры. Вертолёт шёл на высоте около 35 м. Он завис на некоторое время над аэродромом, развернулся и плавно опустился на поле. Командир аппарата рассказал, что машина отечественного производства, вмещает 12 пассажиров.

Следует дополнить, что мощность двигателя составляла 575 лошадиных сил, а скорость – до 180 км/час.

После дозаправки, технического осмотра вертолёт отправился дальше по маршруту.

Уже в декабре того же года Кировский авиаотряд получил два вертолёта Ми-1, которые были задействованы для перевозки больных и почты из районов области. Первым вятским вертолётом управлял пилот Н. Наливайко.

Декабрь 1958-го был отмечен ещё одним важным событием: на взлётное поле кировского аэродрома приземлился первый турбореактивный самолёт Антонова типа «Украина», который мог совершить посадку на грунтовые полосы и вместить на своём борту 100 пассажиров. Уже с января 1959 года такие самолеты стали совершать рейсы в Киров из Москвы, Ленинграда, Свердловска и ряда других городов.

Кстати…
В 1925 г. губернское отделение общества друзей воздушного флота купило для Вятки аэроплан, названный «Конёк-горбунок», которым управлял лётчик Н.Д. Корнеев. Это был первый собственный вятский самолет.

Кто был пилотом первого самолёта, пролетевшего над Вяткой
Необходимо сказать несколько слов о самом пилоте. К моменту показательных выступлений в Вятке 20 июля 1911 года А.А. Васильев уже был известным авиатором, хотя с момента его первого полета прошло всего 10 месяцев. Выпускник Казанского университета, юрист по образованию, он успел установить ряд отечественных рекордов в воздухоплавании: по высоте полёта (707 метров), по продолжительности и дальности полета (1час. 47 мин. и 188 км). Он был также участником перелёта Петербург – Москва. Пилот демонстрировал своё мастерство в 35 городах России. После Вятки он оправился в Кострому.

Анатолий Хохлов