Главная > Лучшее > О том, как на Вятке появилась железная дорога

О том, как на Вятке появилась железная дорога

А также первый паровоз, тепловоз, электровоз и электропоезд (электричка).

Первые паровозы и… первая авария

Впервые мысль о постройке железной дороги от города Вятки до Архангельска через Котлас была высказана на страницах «Вятских губернских ведомостей» ещё в начале 1858 года. В апреле 1870-го на страницах этой же газеты было размещено правительственное сообщение «О Высочайше утверждённых линиях железных дорог», где говорилось о полезности строительства дороги между Вяткой и Северной Двиной. Впрочем, немало времени прошло, пока проводились проектные изыскания и согласования проекта. Лишь 4 (16) мая 1895 года в Вятку на имя губернатора пришла телеграмма за подписью С.Ю. Витте, министра финансов, бывшего министра путей сообщения, следующего содержания: «Очень рад порадовать вятичей вестью, что Его Величество повелевал приступить к сооружению дороги Пермь – Вятка – Котлас».

И вот наступила суббота 19 (31) августа 1895 года. С утра толпы горожан устремились на берег речки Люльченки, недалеко от духовной семинарии. Вся дорога от города была украшена ёлками, российскими флагами. На месте будущей железнодорожной станции был построен лёгкий павильон. В 12 часов пополудни сюда прибывает крестный ход от Троицкого кафедрального собора. Епископ Вятский и Слободской Сергий начал молебен с водосвятием, после чего состоялась торжественная закладка станции. Губернатор Ф.Ф. Трепов провёз на несколько метров тачку с землёй и вывалил её на то место, где должны были сделать насыпь. Следом такие же тачки провезли городской голова И.А. Сухов и участники строительства железной дороги. Праздник закончился обедом в здании губернского земства, на котором присутствовало до 200 человек.

В навигацию 1896 года на пароходах и баржах купца Тырышкина в Вятку стали прибывать в разобранном виде первые паровозы, вагоны. По мере прибытия локомотивы начинали собирать. В марте 1897 года начальник работ по строительству железной дороги в Вятской губернии Быховец сообщал начальнику управления Сибирской железной дороги, что в Вятку доставлено пять паровозов, 50 крытых вагонов, 84 платформы.

В январе 1898 года в Вятке насчитывалось уже 24 паровоза, 15 пассажирских, 148 крытых грузовых вагонов и 450 платформ. С большой вероятностью можно сказать, что первые паровозы для губернского центра были выпущены Воткинским заводом и принадлежали к известной серии О-4-О, прозванной в народе «овечками».
Из-за отсутствия архивных материалов трудно назвать точную дату начала движения первого паровоза. Вероятнее всего, по мере сборки паровозов они тут же выходили на линию.

4 (16) января 1897 года начальником работ по строительству железной дороги было утверждено «Положение о временном рабочем движении». Первые железнодорожные составы перевозили рабочих и различные грузы, необходимые для строительства железнодорожной колеи.

Достоверно известно, что 19 (31) июля 1897 года произошла первая железнодорожная авария. Перевозивший песок для отсыпки полотна паровоз с рабочими сошёл с рельсов около деревни Лосевы. Семнадцать платформ нагромоздились друг на друга, а паровоз перевернулся вверх колёсами. При этом погибла одна женщина, 12 человек были доставлены в больницу с различными травмами.
26 августа (7 сентября) 1898-го была проведена первая железнодорожная экскурсия, совершённая учащимися реального училища. Молодые люди на 11 вагонах проехали до строящегося Загарского моста, что у станции Гирсово. Ознакомившись с ходом строительства железной дороги и с новым видом транспорта, в тот же день вечером учащиеся вернулись в город.

Знаменательной датой в истории железной дороги стало 21 октября (2 ноября) 1898 года. С этого дня открывается регулярное движение поездов от станции Вятка до станции Глазов. В 9 часов утра по данному направлению отошёл пассажирский состав, который следовал до Глазова ровно 12 часов… С 18 (30) ноября этот состав стал следовать до станции Кама, что находилась на противоположном берегу от г. Перми.
Скорость движения пассажирских составов была до 15 вёрст в час (до 25 км/ч).
К концу ноября 1898-го завершились работы на здании железнодорожного вокзала (современный Киров-Котласский). Железнодорожную станцию Вятка построили по последнему слову науки и техники. Здесь были телеграф, телефон, водопровод и электрическое освещение. В здании вокзала разместился ресторан.

Стремительный ХХ век

Прошли годы. Вятка была соединена стальными магистралями с Петербургом и Москвой. Было возведено и здание вокзала, который получил название «Московский» (современный Киров-1).
В 1930-е на смену маломощным паровозам пришли локомотивы более мощные, заметно изменилась конструкция вагонов, они стали четырёхосными и металлическими. Весьма возросли грузовые и пассажирские перевозки.

К концу 1950-х паровозная тяга уже не удовлетворяла потребностей народного хозяйства страны. Напряжённая обстановка сложилась и в Кировском отделении Горьковской железной дороги (участок Транссиба). Было принято решение о переходе на тепловозную и электрическую тягу.

Первый тепловоз «ТЭЗ-2705» из Красноуфимска пришёл в локомотивное депо ст. Лянгасово 1 июня 1961 года. Почти сразу же он вышел на магистраль для работы. Маневровые паровозы стали заменяться тепловозами.
С 1960-го на участке Шахунья – Киров – Балезино и участке Котельнич – Свеча начались работы по установке опор контактной сети, навеске электрического провода и прокладке ЛЭП к железной дороге. Работы были досрочно закончены к ноябрю 1963 года. К этому времени в Киров уже поступило несколько тепловозов и электровозов серии «ВЛ-60».

4 ноября 1963 года в торжественной обстановке к платформе станции Киров-1 подошёл первый электровоз с номером Н 60-406, управлявшийся машинистом, Героем Социалистического Труда Л.Н. Никитиным и помощником машиниста Н.Н. Тороповым. Был проведён торжественный митинг, перед началом которого разрезали традиционную ленту. Бригаде электровоза предстояло провести до станции Шахунья пассажирский поезд Киров – Горький.

Год спустя, 30 сентября 1964 года, прошёл первый электровоз и по только что принятому участку пути Киров – Балезино, его вёл почётный железнодорожник В.Ф. Деришев.

Наконец, 4 декабря 1965 г. от станции Киров отправился и первый электропоезд до станции Лянгасово.

С архивной полки:

1786 г. – англичанин Мёрдок построил первую модель сухопутной машины с паровым котлом.
1803 г. – английский изобретатель Тревитик построил первый в мире паровоз.
1825 г. – первая мире железная дорога общего пользования построена в Англии. Она связала Дарлингтон и Стоктон.
1834 г. – первый отечественный паровоз (паровая телега, паровой дилижанс) братьев Мирона и Алексея Черепановых и первая железная дорога на Нижнетагильском заводе протяжённостью 854 метра.
1837 г. – открытие первой в России железной дороги общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село.
1838 г. – создан первый электровоз Робертом Давидсоном.
1846 г. – началось серийное паровозостроение в России.

Анатолий ХОХЛОВ