Главная > Век КП > О том, как на реке Вятке появился первый пароход

О том, как на реке Вятке появился первый пароход

Купцы порешили: пароходству быть!

Впервые вятчане увидели чудо техники, именуемое пароходом, в середине ХIХ века. А если быть точным, 11 (23) мая 1855 года, когда пермский купец И. Любимов на своем пароходе «Любимый» доставил из Соликамска в Вятку 30 тысяч пудов (431,4 т) соли.

Впрочем, данный факт каким-то необъяснимым образом обошли стороной вездесущие газетчики, и пресса об этом событии ничего не написала.

Попытки других камских судовладельцев освоить реку Вятку долгое время были безуспешны. Лишь в 1860 г. вятские купцы А. Куклин и В. Столбов с орловским купцом И. Чудиновских составили единую компанию по открытию пароходства в Вятском бассейне с выходом в Каму и Волгу. Они заказали в Нижнем Новгороде на заводе Курбатова пароход мощностью 50 лошадиных сил и длиной до 20 саженей (42м). Конечно же, имя пароходу дали «Вятка».

Судно было построено достаточно быстро, и уже в июне 1860 г. его ждали в губернском центре. Но прибыть в навигацию этого года в Вятку не получилось из-за низкого уровня воды. Пришлось зимовать в затоне около села Истобенска.

Горожане встретили пароход только 3 (15) мая 1861 года. Эта встреча подробно описана очевидцем в «Вятских губернских ведомостях»: «Старые и малые, мужчины и женщины бежали на берег реки, мчались туда на собственных и наёмных экипажах, чтобы посмотреть необыкновенное явление – прибытие парохода…»

Интересно, что в навигацию 1862 г. этими же купцами было приобретено и пришвартовано к вятскому берегу новое паровое судно «Орлов».

По речке на трамвайчике

Весной 1939 года газета «Кировская правда» писала, что 24 мая на реке Вятке прошли ходовые испытания речного трамвая. В этот день прогулку по реке совершили комсомольцы горсовета. Каюты судна были оборудованы дубовой мебелью, мягкими диванчиками. А неделю спустя, 30 мая, оно уже начнёт выполнять рейсы на пассажирской линии: Киров – Красное – Лесозавод № 1.

Судно могло вместить 75-80 пассажиров. Позже оно получает название «В.И.Чапаев». К этому времени по Вятке уже ходил переправочный катер с двигателем внутреннего сгорания «Гирсово», и было несколько моторных лодок, одна из которых принадлежала спасательной станции.

Прошло ещё два десятка лет, и на смену колёсным пароходам в 1958 году на вятские линии стали поступать теплоходы. Уже в майские праздники пассажирский теплоход ПТ-162 тюменского производства совершил первые рейсы до пристани города Кирово-Чепецка.

В апреле 1959-го капитан Третников был назначен командовать вятским теплоходом и оправился принимать его в Великий Устюг. Это было судно типа «ВТ» под номером 304. Его мощность составляла 300 лошадиных сил, пассажировместимость – 170 человек.

После приёмки судна начался путь на Вятку, который проходил по пяти рекам и пяти озерам, через одиннадцать областей и автономных республик. А всего расстояние составляло более трёх тысяч километров.
Это было последнее каютное судно, поступившее в Вятское пароходство. По мере получения теплоходов пароходы стали списываться. Последние пароходы «Сильный» и «Резвый» были списаны в 1987 году.

Катер на… крыльях

В навигацию 1958 года на Вятке появилась самоходная баржа-рефрижератор с водомётным двигателем, изготовленная в Нолинском районе на Аркульском заводе «Памяти С. М. Кирова».

Грузоподъёмность баржи была 40 т, осадка до 70 см. Длина баржи составляла 30 м.

В апреле следующего года на Вятку прибыл первый пассажирский теплоход с водомётным двигателем, который вмещал 170 пассажиров.

11 февраля 1962-го «Кировская правда» сообщала читателям, что на железнодорожной платформе в кировский речной порт доставлен первый катер на подводных крыльях, выпущенный в г. Горьком. С началом навигации этот катер стал активно работать на реке.

Прошло еще шесть лет. «Кировская правда» от 2 июня 1968 года информировала читателей, что в Киров из Москвы прибыл первый скоростной теплоход типа «Заря». Судно вмещает до 83 пассажиров и может передвигаться со скоростью до 90 км/час. Капитаном первого скоростного теплохода на Вятке был Е. Ф. Исупов.

В 1971 году Вятское речное пароходство получило первое судно на воздушной подушке типа «Зарница».

Увы, в наши дни остается только вспоминать удивительные экскурсионные поездки по реке на различных пароходах и теплоходах. Речное судно вновь стало редкостью на водных просторах Вятки.

С архивной полки
1787 г. – американец Фитч соорудил пароход с 12 вёслами и дал ему наименование «Персеверанс».
1807 г. – в США построен первый речной пароход «Клермонт».
1815 г. – первый российский пароход «Елизавета».
1838 г. – русский физик и электротехник Б.С. Якоби впервые применил электродвигатель для приведения в движение судна (электроход).
1903 г. – на Волге построено первое дизельное судно-танкер (теплоход) «Вандал».
1962 г. – первое в СССР судно на воздушной подушке.

Анатолий Хохлов