Главная > Лучшее > Первое уличное освещение на Вятке обходилось в 6 рублей за ночь

Первое уличное освещение на Вятке обходилось в 6 рублей за ночь

О появлении в городе Вятке первой электрической лампочки и первой электростанции.

Сначала – пароходы, потом – улицы

В ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива» Б. Никонов в зарисовке «По реке Вятке. Картинки и очерки» писал, что электрическое освещение вятичи впервые увидели на «Булычёве».

В данном случае имелся в виду один из трёх принадлежавших Тихону Булычёву пароходов, курсирующих на линии Вятка – Казань. Пароход, носивший наименование своего судовладельца, был построен в 1876 году в Бельгии на заводе «Коккериль». Во время стоянки с осени 1890-го на весну 1891 года проводился ремонт парохода. Вероятнее всего, именно тогда и была смонтирована динамо-машина, и в каютах появилось электрическое освещение. Конечно, видеть это чудо техники могли только те, кто путешествовал на данном пароходе по Вятке и Каме. В 1898 году Булычёв продал пароход на Северную Двину обществу «Котлас – Архангельск – Мурман».

В марте 1897 года «Вятские губернские ведомости» сообщили читателям, что на маслобойном заводе и мельнице братьев Поскрёбышевых зажглись электрические лампы. Это была первая электрическая сухопутная установка в губернии. Следом электрическая станция появляется у владельца типографии на улице Московской В.С. Маишеева, а с пуском железнодорожной станции – и на вокзале.

В апреле того же года губернская земская управа запрашивает городскую Управу: «…не пожелает ли она заменить керосиновые лампы на электрические»? В письме сообщалось, что земство уже имеет разработку Санкт-Петербургской фирмы «Сименс» и «Тальке». Городская дума ответила отказом. Интересно то, что через несколько лет подобное повторится, но только на сей раз на предложение Городской думы отказом ответит уже губернское земство.

18 (30) августа 1900 года Вятская городская дума рассматривала вопрос об устройстве в доме попечительства о бедных, что располагался на углу улиц Владимирской и Морозовской (совр. Карла Маркса и Розы Люксембург), на средства П.П. Клобукова электрического освещения. При этом Клобуков обещал построить для этого специальное помещение с котельной, оборудовать здание 160 лампочками по 60 свечей за свой счёт. Дума дала согласие на содержание электрического освещения на таких условиях. Вскоре около дома попечительства вдоль красной линии улицы Владимирской было построено небольшое здание котельной, и в приюте для бедных зажглись лампочки.

В апреле 1901-го городская дума рассматривает ходатайство арендатора Загородного сада Архипова о возможностях освещения дорожек сада электрическими лампами от динамо-машины благотворительного общества. Дума даёт согласие на установку 8 дуговых фонарей по 8 ампер. Дорожки должны освещаться не более 4,5 часа. Извещать о включении освещения необходимо было до 12 часов дня и платить за ночь по 6 рублей. Фактически это было первое уличное электрическое освещение в городе.
В сентябре 1901 года городская дума даёт согласие на подключение к электрическому освещению здания театра. А 7 (20) февраля 1902-го в театральном зале зажёгся впервые электрический свет. Электроэнергия подавалась по проводам от электростанции здания благотворительного общества.

Городской электростанции – быть!

Вероятнее всего, в 1902 году приобретает собственную динамо-машину и строит небольшую электростанцию и владелец гостиницы «Европейская» Чучалов. В октябре городская дума дала согласие на подключение к этой электростанции губернской типографии. Но с условием обязательной установки двух фонарей на углу Спасской и Николаевской и при входе в гостиницу. Данное условие было выполнено.

Месяц спустя городская дума приняла решение об устройстве в Вятке электрического освещения от собственной электростанции. Городской голова Я. Поскребышев от имени всех гласных думы обращается с просьбой к различным организациям города поддержать идею строительства общегородской электрической станции и устройстве в домах электрического освещения. Интересно то, что именно в это время на страницах газеты «Вятские губернские ведомости» был помещён ряд статей о пользе и вреде электрического освещения.

Внимание читателей привлёк и ответ управляющего государственного банка В. Некрасова от 18 ноября 1902 года. «На циркулярное приглашение Вами по делу об устройстве городской электрической станции имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что при всестороннем обсуждении разноречивых показаний науки и практики, я пришел к заключению, что, несмотря на многие достоинства электрического освещения, оно не лишено некоторых, наиболее нежелательных недостатков. Так, по новейшим исследованиям науки оказывается очень вредно для зрения, благодаря слишком большой контрастности между ярким ослепительным блеском световых источников и мраком окружающего пространства. Поэтому принимая в соображения, что главная потребность в освещении нужна отделению для тех из служащих, которым временами приходится посещать вечерние занятия, я пришел к убеждению о необходимости отклонить ваше любезное приглашение осветить вверенное мне учреждение электрическим освещением…»

В январе 1903 года городской голова Я. Поскребышев специально ездил в Пермь знакомиться с работой городской электростанции. Там и был заключён договор с инженером Гегеценом на устройство электрической станции в Вятке.

17 (30) апреля дума утвердила проект фасадов городской электростанции, разработанный архитектором Э. К. Нюквистом, и 9 (22) мая на углу улиц Владимирской и Спасской (совр. К. Маркса) в торжественной обстановке произошла закладка здания электростанции.

Поражает, как быстро было построено это здание и смонтировано оборудование: уже 6 (19) декабря 1903 года состоялось освящение построенной электростанции. Десять дней спустя электрический ток начал подаваться потребителям – началось массовое подключение учреждений и жилых домов к электрическим проводам, протянувшимся по всему городу…

Эта электростанция будет служить Вятке верой и правдой более сорока лет.

А как в мире?
1832 год – были построены первые магнитоэлектрические машины постоянного и переменного токов (со стержневым якорем).
1834 год – русский изобретатель Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель.
1842 год – Б.С. Якоби построил первую в России магнитоэлектрическую машину (электрический генератор с постоянными магнитами).
1849 год – на башне Адмиралтейства в Санкт-Петербурге впервые зажглась для освещения улицы дуговая электрическая лампа.
1872 год – русский изобретатель, электротехник А.Н. Лодыгин изобрел угольную лампу накаливания.
1873 год – на Венской выставке впервые была породемонстрирована передача электрического тока на расстояние по проводам.
1874 год – А.Н. Лодыгин получил в России привилегию (патент) на изобретённые лампы накаливания.
1876 год – русский электротехник П.Н. Яблочков изобрёл дуговую электрическую лампу.
1878 год – на парижских улицах появилось электрическое освещение лампами П. Н. Яблочкова.
1882 год – Эдисон построил в Нью-Йорке первую электростанцию общественного пользования.
1883 год – в Петербурге построены первые в России две электростанции общественного пользования.
1889 год – изобретатель из США Никола Тесла изобрёл двухфазный генератор переменного тока и трансформатор.
1941 год – впервые в мире в СССР демонстрировалась люминесцентная лампа С. И. Вавилова.
1993 год – американец Сюдзи Накамур создал синий светодиод высокой яркости.
1997 год – американец Фред Шуберт создал первый светодиод, испускающий яркий белый свет.

Анатолий ХОХЛОВ