Главная > Общество > Почему важно, чтобы рядом с детьми был человек, заинтересованный в их благополучии

Почему важно, чтобы рядом с детьми был человек, заинтересованный в их благополучии

Форма социального служения – именно так расценивают наставничество специалисты Кировского Центра психологической помощи, которые не только сами на протяжении многих лет активно шефствуют над школой-интернатом № 1 областного центра, Слободским интернатом, но и, переосмыслив предыдущий опыт, разрабатывают новые практики, привлекают и обучают им социально успешных людей, которые хотят стать друзьями для детей и подростков, оставшихся без родителей, и сопровождать их на пути к самостоятельной жизни.

Старший друг или базис наставничества

Центре психологической помощи вплотную подошли к пониманию необходимости развивать наставничество как явление после реализации проекта «Маршрут социального успеха: инклюзивно ориентированное сопровождение воспитанниц интернатных учреждений». Как говорит кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и молодёжной политики ВятГУ, заместитель директора центра Марина Бородатая, его специалисты убедились, что ребятам нужен старший наставник, который бы готовил и затем хотя бы первое время сопровождал их во взрослой жизни. «Мы ни в коем случае не умоляем роль воспитателей. Но важно, чтобы с ребятами взаимодействовал кто-то из внешнего социума. Мы разработали услугу персонально ориентированного сопровождения воспитанников интернатных учреждений и на сегодня достаточно преуспели в разработке различных практик сопровождения»,– говорит Марина Николаевна.

Специалисты центра проводят обучающие семинары для тех, у кого есть желание стать наставником. Тема одного из них: «Наставничество: философия, ценности, смыслы и содержание», на котором речь идёт о многогранности этого явления.

Во-первых, как подчёркивает Марина Бородатая, наставничество – это не только форма персонального сопровождения, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и форма социального воспитания, поскольку наставники помогают детям «социализироваться», повзрослеть, получить определённый жизненный опыт, в конце концов понять, что они хотят от жизни и как добиться поставленной цели.

«Мы в большей степени позиционируем наставника как старшего друга. Причём сам возраст при этом не имеет особого значения. Необходимо, чтобы между ребёнком и наставником сложились доверительные отношения, чтобы старший друг помог стоящему на пороге взрослой жизни правильно выстроить ориентиры – куда двигаться, где себя попробовать. Кроме того, у ребят через наставника расширяется круг общения, а соответственно и социальный опыт», – считает Марина Николаевна.

С другой стороны, что не менее важно, в обществе благодаря наставничеству меняются стереотипы в отношении детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Общество потихоньку поворачивается к этим ребятам. И не просто в плане съездить и угостить конфеткой или скомплектовать подарки. Всё больше появляется людей, готовых к долгосрочным, устойчивым отношениям, значимым и для ребёнка, и для самого взрослого. Это, по убеждению Марины Бородатой, является базисом наставничества.

Химия отношений

В центре разработана целая программа по обучению наставников, как теоретическая, так и практическая.
Само явление наставничества многогранно, но есть ключевые моменты, на которых всегда акцентируют внимание специалисты центра. Как отмечает Марина Николаевна, прежде всего следует в целом информировать общество о ценностях наставничества. Необходимо, чтобы было понимание того, каким детям требуются наставники; каков потенциал этих детей; почему для оставшихся без попечения родителей так важен старший надёжный друг; какие процессы происходят в ходе общения как с детьми, так и со взрослыми.

Обучают и правовым основам – наставник должен знать права детей во всех сферах, от образования до жилищных вопросов. И, конечно же, в практической части необходимо умело организовать встречи с подопечными, что и делается посредством различных игр, конкурсов и других мероприятий. Нельзя же к ребёнку просто подвести незнакомого человека и сказать: вот твой наставник. А дальше уже запускается «химия отношений». «Что такое дружба? Это выверенность отношений. И она не всегда подтверждается на практике. Но даже если люди просто заходят на территорию наставничества, они хотя бы узнают о проблеме социального сиротства, её причинах, начинают задумываться о её последствиях»,– уверена зам. директора центра.

В данный момент идёт реализация проекта «Моя жизнь – мой выбор». В его рамках ещё прошлой осенью скомплектовано 12 пар: ребёнок – взрослый. И большинство из них до сих пор плотно общаются. Пробуют и совершенно новую практику: лагерь для наставников и подопечных, где для общения куда больше времени.

«Жить можно по-другому»

Не все, прослушав обучающий курс, приходят к детям, осознав, что это не их стезя. Тут нужен всё же особый склад души и характера. Но специалистов центра радует, что всё активнее развивается семейное наставничество, когда вслед за женой к благородному делу подтягиваются муж и дети. «И это с моей точки зрения полезная и целостная практика, – считает Марина Николаевна.

Наставничество может стать посреднической формой отношений на пути создания приёмных семей. Сюда приходят люди, которые задумываются над тем, чтобы взять ребёнка на воспитание, но пока сомневаются: готовы ли. Иной раз отношения трансформируются в гостевую форму, когда ребёнка берут в дом на выходные и праздники. И это тоже хорошо, потому что он видит определённые модели семейных отношений, которых был лишён изначально. По крайней мере, появляется видение, что жить можно по-другому».
В центре есть клуб наставников, который возглавляет Елена Драга. Она вместе с мужем и тремя детьми уже три года шефствуют над своим подопечным. Елена Сергеевна на сегодня является своего рода рупором и пропагандистом идей наставничества. Подопечный семьи Ирины Юрьевны Васениной уже учится в многопрофильном техникуме. По её признанию, увидев информацию об этом ребёнке, она сразу поняла, что должна стать для него близким человеком. И на сегодня действительно решила много вопросов по его социализации. И уже за пределами школы-интерната.

«Мы как раз пытаемся выстроить такую практику, когда связь наставника с подопечным не рвётся сразу после окончания школы-интерната. И хорошо ещё на этапе нахождения ребёнка в интернате выстроить долгосрочные отношения, поскольку в открытом социуме искать наставника сложнее. Воздух свободы часто дурманит голову, и поэтому в начальный период самостоятельной жизни наставник крайне важен. Это тот человек, который страхует подростка на этапе перехода во взрослую жизнь»,– подчёркивает кандидат педагогических наук Марина Бородатая.

Ребёнок как эксперт

Специалисты центра обмениваются практиками с коллегами из других регионов, в том числе и для того, чтобы понимать, как там развивается наставничество. Рассказывали о своих практиках и слушали коллег на конференции в Общественной палате РФ, в ресурсном Национальном центре Ментори; изучали опыт наставничества в Москве; провели три межрегиональные стажировки, где наставники и специалисты из 11 российских регионов изучали кировский опыт и делились собственным по работе с разными категориями детей. Специалистами центра издано много сборников, в которых отражён накопленный опыт.

Как пояснила Марина Бородатая, любая социальная практика должна быть доказательной. В 2016 году центр стал участником проекта благотворительного фонда Тимченко «Семейный фарватер», а в 2019 году – победителем конкурса «Голос ребёнка: дети как эксперты опыта». В рамках двух проектов специалисты центра смогли не только доказать значимость наставничества для ребёнка, но и обучить детей исследовательским методам. В рамках проекта «Наставничество глазами детей» сами ребята дали оценку наставничеству, рассказали, как оно помогает им в учёбе, спорте, учит дружить и осваиваться в жизни.

Поделились мнением, каким должен быть наставник, какие черты характера и возраст предпочтительнее.
«Важно, чтобы рядом с детьми был человек, искренне заинтересованный в их благополучии. «Только личность воспитывает личность» – этот принцип педагогики никто не отменял. Призываем в ряды наставников мужчин (пока их мало). А тем, кто поддерживает мальчишек, мы очень благодарны. Главное, это ответственное отношение к наставничеству»,– резюмировала Марина Бородатая.

И в центре ждут таких ответственных людей, поскольку подрастают дети, кому старшие друзья просто необходимы.