Главная > Интервью > Правительство региона остановило продолжавшуюся 10 лет тенденцию роста госдолга

Правительство региона остановило продолжавшуюся 10 лет тенденцию роста госдолга

Интервью председателя Контрольно-счётной палаты Кировской области Юрия Лаптева.

Ушёл в прошлое 2017 год. Настало время подводить его итоги. Неофициальные и предварительные оценки уже прозвучали. У нас в гостях руководитель Контрольно-счётной палаты Кировской области Юрий Лаптев.

Финансовый год закончили в мажоре

— Одной из главных задач КСП вы называли контроль за состоянием областного бюджета. Какие положительные моменты и какие проблемы в бюджетном процессе вы могли бы отметить?

— Первые рабочие дни 2018-го мы начали с ознакомления в первом приближении с ходом исполнения бюджета прошлого года. Предварительные итоги свидетельствуют, что он исполнен более успешно, чем годом ранее.
Выросли собственные доходы. Мы отмечаем, что они превысили первоначальные назначения, которые были зафиксированы на момент принятия бюджета 2017 года, на два с половиной миллиарда рублей. Это очень существенный рост.

Порадовали результаты по НДФЛ. Это основной бюджетообразующий источник. Нужно было в декабре собрать полтора миллиарда. И не было никакой уверенности, что это получится. Однако достичь заданной суммы всё же удалось. Даже с небольшим плюсом в 21 миллион рублей.
Лучшее исполнение по сбору налогов – в части поступлений от акцизов. Показатель выполнен на 107 процентов.

Неплохо выглядят и неналоговые доходы. Они показали 105 процентов от плановых назначений. Существенная часть поступила как плата за использование лесов, в том числе по результатам аукционов.

Самый главный вывод, который мы сделали по итогам исполнения бюджета, это то, что в области получилось стабилизировать финансовую ситуацию. Правительству удалось остановить негативную тенденцию роста государственного долга региона, которая продолжалась последние десять лет. Сегодня госдолг находится на том же уровне, что и годом ранее, и составляет 26 миллиардов рублей.

Пока это предварительные итоги. Более детально мы дадим оценку бюджета после того, как он будет рассмотрен правительством и представлен нам для анализа. Вот тогда палата сможет сказать, насколько эффективно использованы бюджетные средства, как исполнены государственные программы и достигнуты ли целевые показатели.

Бюджет стал устойчивей

— А как изменилась структура государственного долга области? Как идёт процесс замещения коммерческих кредитов государственными, и коснётся ли регионального госдолга запущенная Минфином России реструктуризация государственных кредитов?

— Начну с того, что за прошедший год правительству удалось создать основания для стабильного исполнения бюджета текущего года. И в первую очередь, ещё раз отмечу, это сделано благодаря стабилизации размера государственного долга. Более пятидесяти процентов в нём составляют бюджетные кредиты. В целом по России этот показатель находится на уровне 44 процентов. Таким образом, мы находимся в более выигрышном положении, чем некоторые другие регионы страны, потому как бюджетные кредиты более дешёвые. За счёт этого область экономит значительные средства на обслуживании госдолга.

Мы сумели попасть в программу реструктуризации бюджетных кредитов сроком на семь лет. Соответствующее соглашение из российского Минфина в ближайшее время должно поступить в региональное правительство. В соответствии с ним область в следующем году должна будет заплатить не миллиарды рублей, как предполагалось, а всего лишь пять процентов от суммы заёмных бюджетных средств. Это составит 789 миллионов рублей.

И ещё один позитивный сдвиг. Правительство области в прошлом году смогло осуществить перекредитование в коммерческих банках под более низкий процент. О значимости этой работы не раз говорил Президент РФ В.В. Путин. Таким образом, регион дополнительно сэкономил средства на обслуживании госдолга.
Кроме того, федеральная власть увеличила помощь Кировской области. Дотаций в этом году мы получим больше, чем в 2017-м. Хотя эта разница не так значительна, как хотелось бы.

И, наконец, то, что позволяет нам говорить о стабильном исполнении бюджета: областному правительству удалось добиться роста собственных доходов по основным источникам. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ и акцизы.

— Судя по вашим словам, с бюджетом этого года проблем не будет?

— Я бы так не сказал. Несмотря на всё вышесказанное, работа по исполнению бюджета-2018 предстоит сложная. Во-первых, потому, что необходимо будет обеспечить рост собственных доходов выше показателя инфляции. Это даст нам возможность рассчитывать на продление реструктуризации бюджетных кредитов до 2029 года.

Во-вторых, нужно будет продолжить работу по более экономному расходованию средств. Тем более, что федеральный центр переходит при определении объёмов помощи субъектам РФ на «модельный бюджет». То есть объём поддержки из федерального бюджета рассчитываться с учетом модельного (минимального) бюджета по каждому субъекту РФ.

В-третьих, у нас ещё до конца не решены вопросы эффективного использования бюджетных средств. Это отдельная и, если можно так сказать, вечная тема. По ряду государственных программ в области сохранялись высокие риски недостижения целевых показателей. К анализу такого положения мы ещё вернёмся в своё время. Но даже предварительный итог показывает, что не до конца использованы выделенные деньги по программе развития дорожного хозяйства (и это происходит на фоне разговоров о нехватке денег в данной отрасли), переселения граждан из аварийного жилья и ряду других.

И, наконец, самым слабым звеном бюджетной системы выступают муниципальные бюджеты. Подавляющее большинство муниципалитетов полностью зависят от областной поддержки. Но, что является более тревожным фактором, сумма муниципальных долгов продолжает расти.

Кто на очереди?

— Что в ваших ближайших планах?

— Этот год мы начинаем с проверки исполнения региональной программы «Развитие культуры Кировской области».

Кроме того, уже направили уведомления о проверке средств, выделенных на строительство Детского космического центра в Кирове.

Параллельно мы начали проводить ещё одно мероприятие – оценку использования средств, которые бюджет выделяет на обеспечение пожарной безопасности.

Две проверки проведём совместно со Счётной палатой РФ. Одна будет касаться выделенных средств на комплексное развитие моногородов.

Второй вопрос, который мы рассмотрим с палатой, — анализ финансирования деятельности мировых судей. Ранее к этой проблеме мы обращались три года назад. Сегодня хотим рассмотреть достаточность финансирования. Потому как на эту сферу средства поступают очень ограниченные – порядка 100 миллионов рублей в год. При этом решение о создании системы мировых судей принималось федеральным центром, а финансами оно не было подкреплено. Поэтому такое финансовое бремя легло на бюджеты регионов.