Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Репертуар для драмтеатра: классический, уникальный и… выездной

Репертуар для драмтеатра: классический, уникальный и… выездной

Худрук Евгений Ланцов – о планах на предстоящий сезон.

Два больших события в один день. В полдень 13 сентября в фойе второго этажа драматического театра была торжественно открыта мемориальная доска заслуженному деятелю искусств России, лауреату Государственной премии, бывшему главному режиссёру этого театра Евгению Кузьмичу Степанцеву, а вечером того же дня на большой сцене показана уже давно полюбившаяся кировскому зрителю музыкальная комедия «Ханума».

Так Кировский драматический театр открыл свой очередной, уже 143-й, театральный сезон. О творческих планах этого коллектива, о его повседневных заботах мы попросили рассказать художественного руководителя театра Евгения Ланцова.

О «белом лебеде» в центре города

– Стоит в центре города прекрасный театр. «Белый лебедь», как с любовью зовут его в народе. В этом году этому зданию исполняется 80 лет… И вот хожу я порой кругами вокруг него, и летом хожу, и зимой, и думаю о том, что главная задача, главное дело, которое мне очень хотелось бы осуществить, это сделать наш театр гордостью и радостью Вятки. Так, как это было когда-то. Чтобы были полные залы счастливых зрителей-кировчан и не только. Чтобы труппа была по-настоящему сильна и творческой формой, и сознанием своей высокой миссии, своего предназначения. Чтобы театр был брендом. Культурным брендом Вятки.

И новый театральный сезон, я верю, будет определённой ступенью к осуществлению этих планов. Что для этого нужно? Финансовая составляющая здесь – не самое главное. Самое главное – это всеобщее сотрудничество. Помощь и поддержка, постоянное внимание. Понимание и вера, что это может быть и должно быть именно так. На основе моей жизненной практики я смело могу утверждать, что культуре вполне по силам быть локомотивом, настоящим дизелем во многих сферах нашей жизни. В том числе и в экономике, в промышленности…

О предстоящей реконструкции

– В ближайшее время в нашем театре грядёт большая реконструкция. Сколько в итоге на это потребуется времени? Надеемся, все произойдет достаточно быстро. До юбилея города, до 2024 года всё будет окончательно завершено… Сейчас идёт работа над проектом. Это займёт достаточно много времени, возможно, около года. Потом определится подрядчик. Ему предстоит выполнить весьма широкий фронт строительных и ремонтных работ, практически полностью обновить театральное здание. Сцена, зал – всё это сейчас в плачевном состоянии. А возьмите сценическое оборудование: планшет сцены, свет, механика сцены – это же огромные затраты! А внутренние помещения театра! В подвалах лет сорок, если не больше, не было даже подобия какого-либо ремонта… Всё это рано или поздно будет сделано – здание станет современным, удобным как зрителям, так и работникам. Но театр – это не только здание. Театр – это, прежде всего, дух и традиции, живущие в этом здании. Те самые дух и традиции, из которых рождаются наши спектакли. Так вот они-то и требуют, прежде всего, и помощи, и поддержки и внимания.

О жизни на колёсах и репертуаре

– Когда здание встанет на ремонт, для нас наступят непростые годы. Мы должны будем развиваться, постоянно находясь на колёсах. Поэтому репертуарный план и наступившего, и следующего театральных сезонов строится с учётом этих существенных особенностей. Необходимо сделать так, чтобы репертуар, с одной стороны, был уникальным и классическим, а с другой – ещё и выездным.

Уже в октябре у нас запланирована премьера спектакля «Пикассо» (16+). Это первая постановка в стране пьесы уральского драматурга Олега Богаева. Но она вовсе не биографична: прежде всего, это история творца, затрагивающая психологию и философию творчества как вида человеческой деятельности. Спектакль будет показан в камерном пространстве, ставит его режиссёр Захар Пантелеев.

В ноябре у нас ещё одна премьера – «Осенняя кадриль» (16+) по пьесе Владимира Гуркина, в которой будут заняты народные и заслуженные артисты. Я считаю, что на драматических просторах России за последние полвека Гуркин – лучший комедиограф. Жаль, что он мало пожил, умер рано. Но зато он написал несколько блестящих, любимых народом пьес. Достаточно вспомнить «Любовь и голуби»: по этой пьесе Гуркина снят шедевр, просто гениальный фильм Владимира Меньшова, который, несомненно, останется в истории отечественного кино…

О 80-летии театра и о народных спектаклях

– Когда я говорю о задачах на перспективу, то всегда подчеркиваю: хочется сделать театр, который был бы по-настоящему любим жителями города Кирова, всеми, от мала до велика. Чтобы он стал театром, в котором каждый вошедший обязательно находил бы что-то важное для себя. Для этого все спектакли должны быть качественными, но разными. Для разных интересов и возрастов. Нечто подобное у нас получилось с постановкой «Земли Эльзы» (16+). Она может кому-то нравиться или не нравиться, но это действительно спектакль для максимально широкой публики, спектакль, про который говорят: «Это истинно народный спектакль». Есть зрители, которые посетили его по семь-восемь раз… Они смотрят его, смеются и плачут. И у нашей «Осенней кадрили» есть все предпосылки, чтобы стать ещё одним «истинно народным» спектаклем.

В рамках Ночи искусств мы хотим скромно отметить значимое для города и области историческое событие – 80 лет исполнится зданию нашего театра. Напомню, что каменное здание драматического театра было построено в целях увековечения памяти по прямому приказу И.В. Сталина к 5-летию со дня трагической гибели Сергея Мироновича Кирова. 4 ноября 1939 года на сцене театра было дано первое представление – спектакль «Любовь Яровая». Минуло ровно восемьдесят лет. Дата серьёзная. Пройти мимо неё было бы неправильно, и у нас, конечно, есть задумки, как это историческое событие представить кировскому зрителю.

О проекте к 650-летию города

– Весной будущего года я планировал выпустить спектакль по роману писателя-земляка Евгения Шишкина «Правда и блаженство», действие которого происходит в Кирове времён середины и конца ХХ века. Написана оригинальная пьеса. Это большой и дорогостоящий проект, рассчитанный на большую сцену, в котором должна быть задействована практически вся труппа. Но в силу ряда обстоятельств, в том числе из-за грядущего ремонта, вынужден отложить его до лучших времен. Хотя есть существенный задел. И вполне реально к 650-летию города этот проект все-таки реализовать.

Далее в планах – спектакль на основе нашего давнего эскиза по пьесе «Лунная дева и конкистадор». Автор – Эдуард Вериго. Два действующих персонажа – Ахматова и Гумилёв. Рассказ о них – не как о поэтах, а повествование о живых людях, об их отношениях. О том, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда…», как писала сама Ахматова. Вот об этом «жизненном соре» и будем там говорить… Гумилев был мощным поэтом и фактически благодаря ему состоялась как блестящий поэт Анна Ахматова. Именно он учил её быть преданной делу поэзии, не разбрасываться, а постоянно заниматься, учиться, трудиться. И сам Николай Гумилёв – я это открытие сделал и для себя – оказывается, был уникальной личностью, который практически из безвольного существа сделал себя настоящим, стойким и мужественным человеком, которым восхищались даже чекисты, ведущие его на расстрел.

И, наконец, «Гроза» Островского. Классика. Великая пьеса о России, о неизведанном и загадочном характере русского человека.

Итак, новый театральный сезон стартовал. И я, как художественный руководитель драматического театра, живу новыми надеждами. Надеждами на внимание, заботу и понимание. И пусть здравствует театр!