Главная > Культура > Рябово и Абрамцево одинаково дороги

Рябово и Абрамцево одинаково дороги

Недавно мне посчастливилось принять участие в медиатуре «От «Пустоши Обрамково» в день сегодняшний» в Сергиево-Посадский район Московской области. Тур был организован в рамках проекта АРС-ПРЕСС «Узнаём Россию вместе!» для журналистов региональных газет.

Одним из организаторов и спонсоров тура выступил музей-заповедник «Абрамцево», специалисты которого разработали и программу поездки. Она была насыщенной и необычайно познавательной.

Здесь Васнецов написал не только «Алёнушку»

Ещё со школьных времён я знала, что один из крупных железнодорожных промышленников России конца 19-го – начала 20 века – Савва Мамонтов объединил вокруг себя талантливых людей того времени, в основном это были художники. Объединение произошло в имении Саввы Ивановича «Абрамцево», куда многие художники приезжали, а некоторые прямо здесь жили и создавали свои произведения.

Приятно, что среди них был и наш земляк – известный русский художник Виктор Васнецов (в детские годы живший в селе Рябово (ныне – Зуевский район). Именно в окрестностях Абрамцева Виктор Михайлович написал ставшие знаменитыми на весь мир картины «Три богатыря» и «Алёнушка». Оказаться в тех местах, где творил и вдохновлялся наш знаменитый земляк – большое счастье. И это всего лишь малая толика из того, что он здесь создал. Из увлекательного рассказа экскурсовода Любови Ивановны Бессоновой мы узнали, что главной мамонтовской постройкой (не считая старинного здания самого усадебного дома) является церковь Спаса Нерукотворного, построенная по проекту В.М. Васнецова. В её сооружении участвовали все художники кружка.

В книге сына Саввы Мамонтова – Всеволода «Воспоминания о русских художниках» (приобрела её в музее «Абрамцево») я прочитала: «Когда возник разговор о постройке в Абрамцеве церкви, Виктор Михайлович отдался этому делу всем своим существом. Он неутомимо и безотказно работал над выполнением этого сооружения. Для иконостаса он написал большой, во весь рост, образ Сергия Радонежского и несколько мелких икон, среди последних – небольшого размера Божия Матерь с Младенцем. Эта икона впоследствии послужила Виктору Михайловичу эскизом для создания его лучшей работы в киевском Владимирском соборе. Коснулось дело клиросов – к Виктору Михайловичу! И он расписывает небольшие деревянные стенки обоих клиросов самыми разнообразными цветами. Вышла задержка с полом, долго не могли решить, каким его делать: то ли каменным, то ли уложить чугунными плитами. Васнецов и тут выручил – предложил испробовать мозаику, через день набросал рисунок её, а затем самолично работал с мастерами, укладывавшими этот мозаичный пол. Одним словом, вся абрамцевская церковка, куда ни сунься, говорит об участии Виктора Михайловича в её создании».

По проекту нашего земляка здесь была выполнена и оригинальная постройка – детская беседка, получившая название «Избушка на курьих ножках». Значительную часть коллекции в музее «Абрамцево» составляют живописные произведения Виктора и Аполлинария Васнецовых, Ильи Репина, Василия и Елены Поленовых, Валентина Серова, Михаила Врубеля и других художников. Здесь же, в Абрамцеве, Виктор Михайлович Васнецов нарисовал замечательные эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Снегурочка».

От Аксакова до наших дней

Если говорить в целом об усадьбе «Абрамцево», то это архитектурно-парковый ансамбль площадью около 50 гектаров, включающий постройки XVIII–XX веков, и парк, живописно раскинувшийся на высоком берегу реки Вори. Главная усадьба (усадебный дом) ещё до Мамонтовых сменила много владельцев. Расцвет Абрамцева начался с 1843 года, когда усадьбу приобрёл литератор и театральный критик Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь он создал свои лучшие литературные произведения. При нём усадьба стала средоточием духовной жизни России, здесь гостили писатели Н. Гоголь, И. Тургенев, историк М. Погодин, театральные деятели М. Щепкин, М. Загоскин и многие другие. (Отмечу, что, когда экскурсовод проводила нас по многочисленным комнатам старинной усадьбы, она так вкусно рассказывала нам о жизни семьи Аксаковых, что мне непременно захотелось перечитать произведения этого писателя и подробнее познакомиться с его биографией, включая его знакомство с Гоголем и другие подробности его жизни).

С.И. Мамонтов приобрёл имение в 1870 году и именно при нём, как уже упоминалось ранее, усадьба прославилась яркими художественными проектами. Помимо того, что здесь творили художники, происходило ещё много интересного: ставились спектакли, работали гончарная и столярная мастерские, возрождались старинные обычаи. По проектам выдающихся художников выпускалась мебель «в русском стиле», а также изделия из керамики – камины, печи, вазы, декоративная скульптура.

В 1930-е годы в непосредственной близости от музея возник посёлок художников. Здесь жили и работали И. Грабарь, П. Кончаловский, И. Машков, В. Мухина, Б. Королёв и многие другие представители творческих профессий.

В настоящее время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» трудится 150 штатных сотрудников, возглавляет коллектив директор Елена Константиновна Воронина. Она встретилась с нами, рассказала много интересного, ответила на многочисленные вопросы.

Если вам выпадет счастливая возможность побывать в Московской области и выкроится свободное время, постарайтесь посетить это замечательное место, где всё пропитано русским духом и духом творчества.

Татьяна МИКРЮКОВА,
корреспондент газеты «Нива» Зуевского района

Справка. Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) – общественная организация, учреждённая главными редакторами наиболее влиятельных региональных газет России, существует с 1992 года. Исполнительный директор АРС-ПРЕСС – Софья Борисовна Дубинская.

Кстати

В эти дни в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых работает выставка «Виктор Васнецов в Абрамцево». Она посвящена 170-летнему юбилею нашего земляка. На ней представлено более 40 экспонатов из собрания музея-заповедника «Абрамцево» и Вятского художественного музея.