Главная > Интервью > Сергей Киселёв: «О «кадровом голоде» в Кировской области говорить нельзя»

Сергей Киселёв: «О «кадровом голоде» в Кировской области говорить нельзя»

На днях стало известно, что в состав правительства Кировской области вошёл Сергей Киселёв, с января 2018 года возглавляющий администрацию правительства региона. Указ об этом подписал губернатор Игорь Васильев.

В своём первом большом интервью после назначения Сергей Алексеевич рассказал о стоящих перед ним и администрацией правительства задачах: организация антикоррупционной деятельности, введение электронного документооборота и подбор кадров для правительства…

Личное дело. Сергей Алексеевич Киселёв. Родился 16 августа 1960 года в городе Люберцы Московской области. Выпускник Российского государственного гуманитарного университета по специальности «Документоведение и организация управленческого труда в государственных учреждениях». Первое место работы – Люберецкий завод торгового машиностроения. После службы в армии работал в органах государственной безопасности. Затем занимал руководящие должности в органах государственного и муниципального управления. Работал в правительстве Московской области, был заместителем министра экологии региона. До декабря 2017 года возглавлял Административное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

– Прошло два месяца после вашего назначения на должность руководителя администрации правительства Кировской области. Каковы первые впечатления от доставшегося хозяйства? Фронт работы больше, чем вы представляли сначала?

– Я изначально представлял себе, как вы говорите, фронт работ. Естественно, прежде чем принять соответствующее решение, я изучил всю имеющуюся на официальном сайте правительства нормативную правовую базу, а также структуру правительства и администрации. Работая в правительстве Московской области, я по роду деятельности находился в постоянном контакте с его администрацией. Администрация правительства Кировской области – это очень большое хозяйство, в котором работают как молодые специалисты, так и работники со стажем. Я бы сказал, профессионалы своего дела. Сочетание молодости и опыта позволяет справляться со стоящими перед нами задачами. Хочу отметить, что спектр деятельности широкий – от хозяйственного обеспечения деятельности правительства до вопросов защиты государственной тайны. Это все отражено в Положении об администрации правительства Кировской области, с которым можно ознакомиться на сайте правительства.

– В правительстве вы отвечаете за работу по противодействию коррупции. Как построена эта работа, кто в ней задействован, что намечено и можно ли говорить о первых результатах?

– Губернатором и администрацией правительства области антикоррупционной деятельности уделяется очень большое внимание. По нашей инициативе были внесены изменения в статью 12 Закона Кировской области
«О противодействии коррупции в Кировской области».

Согласно вносимым изменениям администрацией правительства Кировской области осуществляется контроль в отношении лиц, замещающих государственные должности Кировской области в органах исполнительной власти Кировской области, государственных гражданских служащих администрации правительства Кировской области, а также в отношении лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется губернатором и правительством Кировской области. То, что в законе становится больше конкретики, – положительный момент.

В правительстве области вопросами антикоррупционной деятельности занимается отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений. Основная задача отдела – не только выявлять факты коррупции, но и предупреждать их. Приведу конкретные цифры: в прошлом году в отношении 19 человек приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Благодаря проведённой работе удалось предотвратить нарушения на той стадии, за которой следовало бы нарушение (часто неумышленное,
а в результате упущений сотрудников).

Проводится анализ справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые представляют должностные лица. По некоторым из поданных деклараций возникают вопросы, и мы проводим дополнительную проверку, направляя запросы в соответствующие органы и кредитные организации.

По итогам таких проверок в 2017 году к дисциплинарной ответственности привлечено 11 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти.

В целях обеспечения контроля за соблюдением запрета на получение государственными гражданскими служащими подарков в связи с исполнением ими должностных обязанностей в органах исполнительной власти разработаны и приняты соответствующие порядки, согласно которым были сданы 20 подарков. Кстати три подарка уже переданы в библиотеку имени Герцена.

– А какая судьба ждёт другие сданные подарки?

– В соответствии с действующим законодательством служащие обязаны сдавать все ценные подарки, которые они получили при исполнении должностных обязанностей. За сданными подарками ведётся строгий учёт.

Такого, что «всё куда-то складывается», конечно, нет. При этом сотрудник, сдавший подарок по акту приёма-передачи, вправе его выкупить, предварительно направив соответствующее заявление. В таком случае организуется процедура оценки стоимости подарка.
Часть сданных подарков затем оказывается в экспозиции в вестибюлях здания правительства области, часть передаётся для использования по назначению, как в случае с книгами, которым самое место в старейшей областной библиотеке.

Если же вернуться к антикоррупционной деятельности, добавлю, что мы проводим и большую разъяснительную работу. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции оказывается помощь муниципальным образованиям: наши сотрудники выезжают на места, проводят проверки, ведут профилактические беседы. Нередко даже сам факт их приезда даёт положительный эффект: вопросу борьбы с коррупцией в регионе уделяется серьёзное внимание, а за нарушения кто-то будет строго наказываться.

Кроме того, у нас разработаны графики проведения проверок органов исполнительной власти, муниципальных образований. При проведении проверок учитываем правильность заполнения справок о доходах, возможную аффилированность чиновников с разными коммерческими организациями. Уже проверили ряд руководителей, пока всё идёт без замечаний, каких-либо нарушений не выявлено.

Вместе с тем разработан план первоочередных мер по противодействию коррупции, который предусматривает проведение антикоррупционных мероприятий, требующих незамедлительного выполнения.

Недавно прошли плановые проверки в министерстве спорта и молодёжной политики, в министерстве охраны окружающей среды Кировской области. В результате этих проверок фактов нарушений антикоррупционного законодательства не выявлено.

– Ещё одна тема, которой занимается администрация правительства, –подбор кадров. Можно ли говорить о том, что у нас существует некий управленческий «кадровый голод»?

– Есть проблемы, но о «кадровом голоде» я бы говорить не стал. «Кадровый голод» – это масштабная проблема, это кризис. А у нас ситуация обстоит иначе. Нам не хватает некоторых узкопрофильных специалистов и специалистов, которые бы могли замещать должности руководящего звена: начальников отделов, заместителей начальников управлений.

Каким может быть выход в данной ситуации? Моё мнение – надо самим воспитывать своих работников, не бояться брать молодых специалистов, у которых ещё нет большого опыта работы, и самим день за днём воспитывать их под решение имеющихся задач. У меня подобный принцип был и во время работы
в Московской области. Я никогда не стремился брать только специалистов с опытом. Ведь, например, откуда опыт у человека, который лишь вчера окончил университет?

– Кадровый резерв правительства региона. Что можете о нём сказать?

– В администрации правительства Кировской области создан кадровый резерв. В нём состоят более тысячи человек, из них примерно 800 человек – сотрудники правительства, министерств, около 300 человек – жители региона, в настоящее время не работающие в правительстве.

Кадровый резерв существует, но здесь тоже есть свои нюансы. Характерная ситуация: появляется вакантное место; человеку, состоящему в резерве, делается предложение, а он отказывается. Отказывается по разным причинам: кого-то заработная плата не устраивает, кого-то – условия труда, кого-то ещё что-то. Поэтому иногда и получается: кадры в резерве есть, а с назначением на должность – проблема.

Вместе с тем с 1998 года Кировская область участвует в Президентской программе подготовки управленческих кадров. Эта программа работает, ведущим в её реализации является Вятский государственный университет.

Наиболее востребованное направление – менеджмент. В рамках программы осуществляются стажировки, в том числе и за границей. К нам в регион тоже приезжают участники программы.

– В ведении администрации правительства находится и утверждение правил служебного распорядка. Какие-то изменения собираетесь вводить? Например, если сотрудники предложат начать работать не с 9 часов утра,
а с 8 часов.

– Служебный распорядок утверждён распоряжением администрации правительства Кировской области. Считаю, что установленный в настоящее время режим работы является оптимальным и в его корректировке нет необходимости. Да и вопросов таких не возникало. Но если они появятся и если будет реальная необходимость, то мы их рассмотрим и утвердим изменения в установленном порядке.

– Немного личный вопрос: сколько длится ваш рабочий день? Остаётся ли свободное время на знакомство с областным центром, регионом, посещение культурных мероприятий?

– Рабочий день мой длится в основном до 9 часов вечера. Поэтому времени для ознакомления с городом и областью пока нет. Но рассчитываю в ближайшее время этим заняться. Хотелось бы в первую очередь побывать в местах, где прошли детские годы художников Васнецовых. В областном центре очень много красивых уголков, а на территории области – чуть более двухсот особо охраняемых природных территорий, мне бы хотелось побывать в некоторых из них. Например, в Котельничском районе.

– Можно вопрос как человеку, который взглянул на Киров свежим взглядом? Назовёте несколько преимуществ жизни на Вятке перед той же Москвой?

– Москва – столица. Многомиллионный город. Со своими плюсами и минусами. В Москве другой ритм жизни. Здесь, мне кажется, он размеренный. Даже когда говорят, что в городе пробки, то по московским меркам это небольшие заторы. Что ещё можно сказать? И в центре Москвы, и в центре Кирова есть историческая застройка, очень интересная, как я успел заметить. Для более детального сравнения я ещё не так долго живу здесь.

– Работа администрации правительства – во многом работа с документами. Как идёт переход с бумажного на электронный документооборот? Можно ли здесь быстро и круто изменить ситуацию, как в тех же вятских «бережливых поликлиниках», где уход от большого количества бумаг уже позволяет экономить время пациентов и врачей?..

– Работа правительства существенно отличается от того, как организованы «бережливые поликлиники». И повторить их опыт здесь не получится, просто потому, что у нас совсем другая ситуация.
Межведомственный документооборот, в том числе с Администрацией Президента Российской Федерации, внутренняя переписка органов исполнительной власти и муниципальных образований – всё это у нас чётко организовано и работает.

При этом важно помнить, что без бумажного документооборота вообще правительству не обойтись. Взять и разом перевести в электронную форму все документы нельзя. Бумажными должны оставаться распорядительные документы (указы, приказы); кадровые, финансовые документы; документы для служебного пользования, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Что касается безбумажного документооборота: в случаях, когда это возможно, внутренняя переписка у нас уже осуществляется в электронном виде: согласование правовых актов, служебная переписка, включая обращения граждан, – всё это уже не на бумаге.

В данный момент идёт работа по составлению перечня документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться только в электронном виде.

Кроме того, у нас запущен пилотный проект, в рамках которого на безбумажный документооборот перешли аппарат первого заместителя председателя правительства Александра Анатольевича Чурина, администрация правительства и министерство информационных технологий и связи области. Мы «обкатываем» проект, ищем слабые места. Что-то дорабатываем, что-то корректируем. Это общепринятая практика, потому что, если взять и всех разом перевести на работу с документами только в электронном виде, работа правительства может просто остановиться.

В январе 2018 года губернатором поставлена задача по переходу органов власти на безбумажный документооборот. С целью её выполнения администрация правительства и министерство информационных технологий и связи составили план. Этот план – «дорожная карта», её мероприятия расписаны на весь год.
Для внедрения плана создана рабочая группа, которую возглавляю я. В неё входят представители аппаратов заместителей председателя правительства области и министерств.

– Какие-то ещё трудности при внедрении «электроники», помимо той, что некоторые документы должны оставаться бумажными, можете назвать?

– Работа требует и определённых финансовых затрат: средств на закупку программного обеспечения, на обучение сотрудников, на постоянную поддержку электронной системы в рабочем состоянии. Плюс необходимо приобретение ключей электронных цифровых подписей. Для того чтобы получить эти подписи, нужен специализированный удостоверяющий центр. В Кирове его нет. И это тоже проблема. Решая эти проблемные вопросы, мы, конечно, выйдем на результат.

У меня есть опыт работы по переходу на электронный документооборот в правительстве Московской области. У министра информационных технологий и связи Юрия Ивановича Палюха тоже есть подобный опыт внедрения электронного документооборота на его предыдущем месте работы. Вместе мы добьёмся результатов.

– Вместе – то есть в команде. Наша рубрика называется «Команда Игоря Васильева». Вы давно знакомы с Игорем Владимировичем?

– С 2015 года. С момента прихода в Росреестр. Работал под непосредственным руководством Игоря Владимировича.

– Известно, что члены правительства региона во главе с губернатором сформировали свою хоккейную команду? Вошли ли вы в неё? И можете ли назвать ваш любимый вид спорта?

– Я недавно узнал, что существует такая хоккейная команда, но я больше предпочитаю болеть за наших хоккеистов, а выделить какой-либо вид спорта мне сложно. Скажу, что мне интересно смотреть любое качественное выступление наших спортсменов.