Главная > Век КП > Станислав Шаклеин: «Для Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса…»

Станислав Шаклеин: «Для Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса…»

Встретиться мы должны были ещё по зиме. На 11 февраля у известного кировского фотохудожника Станислава Шаклеина выпадал юбилей. 70 лет – не шутка! Самое время посидеть, поговорить, вспомнить в том числе и его работу в «Кировской правде» в 1980-е… Но накануне памятной даты Станислав Петрович упал на скользком ледяном тротуаре. И следствие - серьёзная травма, больничная койка. Не до разговоров стало.

По весне выдалось у нас несколько случайных встреч. Но тоже в спешке и на бегу. Шаклеин по-прежнему весь в работе – «фоторепортёрит» на заводе «ЛЕПСЕ», ведёт там фотографическую студию.
А время неумолимо: уже и лето в разбежке.
— Давай так, — наконец предложил Шаклеин. – Напиши свои вопросы и скинь их по «электронке». А я отвечу…
И я накидал примерный «вопросник» для заслуженного работника культуры РФ Станислава Петровича Шаклеина. И вот что в результате получилось…

— Как начинал работать в газете?

— Был молод, к жизни распахнут. После окончания (с пятёрками) художественного училища в Ростове-на-Дону получил распределение на место проживания и работу. Вернулся в Киров поближе к отцу – инвалиду Великой Отечественной. Ему, человеку почтенного возраста, в любое время могла потребоваться моя помощь.

В Кирове обзавёлся семьёй. С женой Людмилой Николаевной дружно, в согласии прожили более сорока лет. У нас трое внуков.

В те молодые годы я работал художником по интерьерам, увлекался фотографией. Мои снимки нравились друзьям, и они настойчиво советовали попытаться опубликовать их в прессе. Однажды я решился: к фотопортрету отца сделал расширенную подпись. Снимок напечатали в «Кировской правде»… Вскоре был приглашён ответственным секретарём Павлом Логиновым в редакцию для знакомства. А примерно через месяц на пороге моей художественной мастерской появилась женщина-курьер с предложением поехать на встречу с редактором газеты Геннадием Фокиным. Меня усадили в «Волгу», и через полчаса Геннадий Тимофеевич неторопливо расспрашивал меня о творческих увлечениях. В конце разговора предложил сотрудничество, пообещал помощь в решении житейских вопросов. Так я стал сотрудником «Кировской правды».

Первые годы работал в качестве художника, но душой рвался к фоторепортажу. И когда новый редактор Н.П. Мясников вменил мне ещё и обязанности зав. отделом иллюстрации (бильд-редактора), у меня появилась возможность осуществить мечту – стать фоторепортёром областной газеты…

Станислав Шаклеин: «Для Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса…»

— Самые памятные журналистские командировки…

— Если человек серьёзно относится к своей профессии, к порученному делу, то, конечно, все задания носят памятный характер. Мои командировки от редакции не исключение. Я даже написал об этом книжку… Как пример вспомню командировку в Армению, в города Кировакан, Спитак, Ленинакан в дни чёрного декабря для освещения участия кировских спасателей в ликвидации последствий страшного землетрясения… После возвращения оттуда областная журналистская организация предложила мне сделать в Кирове фотовыставку. Я же попросил её организаторов все вырученные средства от просмотра экспозиции перечислить в фонд помощи пострадавшим. «Кировская правда» напечатала по итогам той командировки сквозной фоторепортаж с места события под заголовком «Помоги!».

Конечно, появление красиво сколоченного фоторяда с пометкой: «Фоторепортаж, публикуемый в сегодняшнем номере «Кировской правды» на 1, 2, 3, 4-й страницах ведут корреспонденты…» радовало. И я должен поклониться редакционному коллективу за то, что моих репортажей и отдельных самостоятельных фото было напечатано очень много. Хотя случались и огорчения… Когда без особой нужды созданную композицию в секретариате ставили на полосу бездумно. Или мельчили иллюстративный материал до размера спичечного коробка. А то и вовсе без особой надобности могли обрезать фото без согласия автора… Что уж говорить о не выдерживающей критики технике чёрно-белой печати того времени, что несравнимо с нынешней цветной полиграфией, которой владеют практически все современные издательства.

Станислав Шаклеин: «Для Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса…»

— С каким редакционным отделом приходилось чаще сотрудничать?

— Мне нравилось работать с теми сотрудниками, которые держали свои обещания. Среди наиболее ответственных, конечно, были люди старшего поколения. Ну а среди молодых (для тех лет) мне нередко помогали Нина Подлевских и Феликс Фридман. Кстати, с Феликсом Семёновичем мы часто ездили в командировки, и первый мой фоторепортаж о простой женщине – крестьянке Валентине Подшиваловой — был сделан в Богородском районе с его непосредственным участием и настойчивостью.

Так сложилось, что в редакции мы обходились без громких хвалебных слов в адрес друг друга. Но сегодня, если бы были живы Геннадий Фокин, Павел Логинов, Юрий Шишкин, Николай Малышев, Анатолий Бабиков, Юрий Гасников, Николай Шилов, следовало бы встать перед ними на колени и сказать простые слова благодарности: «Глядя на вас, мы учились быть трудоголиками и патриотами любимой газеты «Кировская правда».

Станислав Шаклеин: «Для Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса…»

— С кем из журналистов комфортно работалось?

— Если брался что-то сделать Владимир Шишкин, обязательно выполнит… Нина Подлевских охотно строчила подписи к моим снимкам… К Василию Смирнову, который был всегда общителен, корректен, блистал образованностью, можно было подойти с любым вопросом… Юрий Смолин – «паровоз-трудяга» в журналистике… Елена Колчанова – грамотнейший работник… Тёплые отношения в редакции сложились со скромными людьми Александром и Верой Вороновыми, с супругами Володей Семибратовым и Ниной Мальцевой… Да и редактор Николай Мясников, можно было надеяться, подмогнёт, оценит, а в каком-то случае и пожурит…

Станислав Шаклеин: «Для Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса…»

— На какой технике работал?

— Начинал с того, что перебрал все отечественные камерёшки. Однажды купил даже широкоплёночный «Киев-6С». Картинки с него печатались на удивление качественно, но отказал затвор камеры. Я отнёс его приятелю-ремонтнику, а он загубил аппарат окончательно.

С тех пор снимаю только японскими фотокамерами. Был случай: я свалился с Nikon с двухметровой высоты, аппарат стукнулся об асфальт. Но после этого я ещё два года успешно использовал его для фотосъёмки… А однажды на весеннем пленэре кофр с новенькой камерой рухнул в речку. Пришлось прыгать за ним в студёную воду. Затвор камеры тогда заклинило, но после просушки через день он вновь заработал… За такую технику действительно можно платить деньги.

— С кем из известных людей встречались?

— Пришлось бывать на столичной даче певца Александра Ведерникова. Для космонавта Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса в родительский дом. С писателем Владимиром Крупиным нас сдружил путь к истокам на реку Великую… Помню, как первый секретарь обкома партии Вадим Бакатин, навещая «Кировскую правду», жал руки персонально каждому журналисту…

Да, было, было такое время. Много слышал я в свой адрес слов благодарности от героев моих публикаций. Для всякого газетчика это и есть журналистское счастье…

Станислав Шаклеин: «Для Виктора Савиных играл на гармони после его возвращения из космоса…»