Главная > Власть > С показателя 77 процентов подняться до 94

С показателя 77 процентов подняться до 94

В правительстве Кировской области прошло заседание рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в регионе.

Напомним, с 2017-го в РФ стартовала одна из значимых реформ – реформа контрольной и надзорной деятельности. В том же году с целью повышения качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях наша область приняла участие в приоритетном проекте правительства РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Все мероприятия, предусмотренные на тот момент, правительством области были реализованы.

Учитывая, что реформа контрольно-надзорной деятельности – одно из основных направлений стратегического развития страны, необходимость её реализации была отмечена президентом России Владимиром Путиным 1 марта текущего года в послании Федеральному собранию.

О ряде мероприятий

В ходе заседания рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Кировской области министр экономического развития и поддержки предпринимательства Наталья Кряжева напомнила, что для исполнения поручений президента страны Министерством экономического развития России разработана целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации». Целевой моделью предусмотрено в срок до 31.12.2018 выполнение целого ряда мероприятий. Это, например, принятие положений о видах регионального государственного контроля; принятие административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля; подготовка предложений по определению критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности при осуществлении региональных видов контроля, либо по отмене плановых проверок, либо по отмене вида регионального госконтроля из 11 приоритетным видов регионального государственного контроля и т.д.

О приоритетах

Также, пояснила Наталья Кряжева, в рамках целевой модели определены следующие приоритетные виды регионального государственного контроля:

– экологический надзор;
– ветеринарный надзор;
– жилищный надзор;
– лицензионный контроль в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами;
– лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции, контроль в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
– строительный надзор;
– государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– государственный контроль в области регулируемых государством цен (тарифов);
– государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений;
– государственный контроль за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств.

Отметим, два последних вида регионального государственного контроля на территории Кировской области не осуществляются.

Мероприятия целевой модели распространяются в том числе на все неприоритетные виды регионального государственного контроля реализуемые на территории региона.

– В соответствии с распоряжением правительства Кировской области от 09.11.2018 № 324 «Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля и органов исполнительной власти Кировской области, уполномоченных на их осуществление» осуществляются 35 видов регионального государственного контроля 16 органами исполнительной власти, – уточнила Наталья Кряжева. – По состоянию на 20 октября текущего года (на дату загрузки сведений об исполнении мероприятий целевой модели в систему Region-ID) Кировская область исполнила мероприятия целевой модели на 77%.

О причинах недостижения 100%-ного показателя

По информации Минэкономразвития России причин недостижения показателя 100% по исполнению мероприятий целевой модели несколько. Например, отсутствие утверждённых порядков (положений) о видах регионального государственного контроля по следующим видам регионального государственного контроля:

– за соблюдением требований по организации деятельности пунктов приёма и переработки древесины, осуществляемого министерством лесного хозяйства;
– за приёмом на работу инвалидов, осуществляемого управлением государственной службы занятости населения;
– в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляемого министерством строительства;
– строительного надзора, осуществляемого министерством строительства;
– лицензионного контроля по управлению многоквартирными домами, осуществляемого государственной жилищной инспекцией.

Следующая причина – отсутствие по некоторым видам регионального государственного контроля административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля.

Как сообщила Наталья Кряжева, в настоящее время все административные регламенты приняты.

Ещё одна из причин – критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены не по всем приоритетным видам контроля.

– По состоянию на 17 декабря этого года критерии утверждены в отношении двух приоритетных видов регионального государственного контроля – это ветеринарный надзор и надзор в области регулируемых государством цен (тарифов), – заострила внимание Наталья Кряжева. – В отношении четырёх приоритетных видов регионального государственного контроля подготовлены проекты постановлений правительства Кировской области, предусматривающие утверждение критериев, которые проходят процедуру согласования в установленном порядке. К таким видам регионального государственного контроля относятся: жилищный надзор; лицензионный контроль по управлению многоквартирными домами; надзор в области защиты населения и территории Кировской области от ЧС природного и техногенного характера; контроль в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В случае принятия вышеуказанных постановлений правительства Кировской области к 31 декабря 2018 года соответствующее мероприятие целевой модели будет исполнено.

Наталья Кряжева также пояснила, что принятие критериев по таким видам регионального государственного контроля, как экологический контроль, строительный контроль, не требуется, в связи с принятием на федеральном уровне. Также на федеральном уровне разработан проект постановления правительства РФ, предусматривающий утверждение критериев в отношении государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов.

Ещё одна из причин не достижения показателя 100% по исполнению мероприятий целевой модели – то, что планы проверок с учётом риск-ориентированного подхода утверждены не по всем приоритетным видам регионального государственного контроля.

– В настоящее время ежегодные планы проверок с учётом риск-ориентированного подхода утверждены и согласованы с органами прокуратуры Кировской области в отношении ветеринарного надзора; экологического надзора; контроля в сфере регулирования цен (тарифов), – сообщила Наталья Кряжева. – На стадии утверждения находятся ежегодные планы проверок в отношении жилищного надзора; лицензионного контроля по управлению многоквартирными домами. В отношении остальных приоритетных видов контроля утверждены «нулевые» ежегодные планы проверок.

Следующая причина – не все виды регионального государственного контроля обеспечены личными кабинетами типового облачного решения контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД).
– Личными кабинетами ТОР КНД на безвозмездной основе в настоящее время обеспечены 11 приоритетных видов регионального государственного контроля, – поделилась информацией Наталья Кряжева. – В целях предоставления личных кабинетов ТОР КНД по неприоритетным видам регионального государственного контроля в адрес Минкомсвязи России было направлено соответствующее письмо. Ответ в настоящее время не получен. По информации Минэкономразвития России, при условии выделения личных кабинетов ТОР КНД до конца года соответствующий показатель составит 92%. Необходимо до конца текущего года принятие всех разработанных органами исполнительной власти Кировской области, осуществляющих функции регионального государственного контроля, проектов нормативных правовых актов Кировской области, что будет способствовать достижению показателя реализации целевой модели в размере 94 %.

Основные цели реформы:
– переход от сплошных проверок к выборочным проверкам, основанным на степени потенциального вреда;
– переориентация с поиска нарушений и применения штрафных санкций на предотвращение нарушения и помощь бизнесу.
Реформа направлена на улучшение инвестиционной привлекательности, развитие здоровой конкуренции и как следствие – создание благоприятного бизнес-климата.