Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Театр начинался… со здания

Театр начинался… со здания

В конце прошлого года Кировский облдрамтеатр отметил свое 140-летие. Журналист Владимир Шишкин, творческая жизнь которого неразрывно связана с «Кировской правдой», предложил газете материал, – экскурс в историю театра.

Проводник в мир культуры

Первое сильное впечатление у меня по приезде в 1948 году моей семьи в Киров — театр. Только что прибывши в город, мы ехали от железнодорожного вокзала по улице Карла Маркса в кузове тряской «полуторки», и, когда поднялись на перекрёсток с улицей Воровского, взору открылось вдали чудесное, красивое здание с колоннами — драматический театр. Тогда не было по сторонам улицы высоких строений, а располагались всё больше деревянные домишки. Ничто не мешало воспринимать эту белокаменную громаду как доминанту города.

«Вот там мы с папой будем работать, — сказала мне мама. — Красиво, да?»
Ещё бы! Олицетворением светлого искусства, храмом высокой человеческой мысли и чувства, для многих кировчан единственным проводником в мир культуры был в те трудные послевоенные годы для театр. Конечно, он и внешне был красив соответствовал своему высокому предназначению.

Идея замены деревянного театра, построенного в Вятке ещё в 1877 году по проекту губернского архитектора И.В. Нефедьева, солидным, каменным, чтобы на века, зданием носилась, как говорится, в воздухе ещё с 20-х годов. В частности, об этом пишет в корреспонденции «Мысли о постройке нового театра» еженедельный бюллетень Вятского губполитпросвета «Театр» от 14 марта 1926 года. Но осуществлённой идея оказалась только в конце 30-х.

Генеральная смета была утверждена в 1936 году, и сразу же вовсю развернулись работы, осуществляемые «Кировстройтрестом». На месте стройки были вынуты 4,5 тысячи кубических метров грунта, уложены около 4 млн. штук кирпича, 900 тонн цемента, 250 тонн арматурного железа. Самая мощная в те годы строительная организация последовательно воплощала в жизнь руками сотен рабочих замыслы московских архитекторов А.Н. Федорова и И.Г. Бурова. Некоторые заказы были размещены в других городах страны. Например, мастерские московского «Метростроя» изготовили для театра люстру весом около тонны.

Строителям всячески помогали жители города. В выходные дни, вечерами после работы коллективы предприятий, учреждений организованно выходили на стройку. Кировские художники работали над оформлением здания, так, все скульптурно-отделочные работы на объекте выполнила бригада лепщиков под руководством скульптора Н.А. Захваткина.

Театр начинался… со здания

В 1939 году старое деревянное здание, простоявшее более 60 лет, было снесено, и вниманию кировчан явился белоснежный дворец, решённый в классических формах. Дело было сделано. Капитальные затраты на строительство театра превысили 6 млн. рублей.

4 ноября сюда на торжественное открытие пришли первые гости. Это были лучшие люди города Кирова и области — труженики заводов и фабрик, мастера высоких урожаев, доярки и телятницы, лесорубы, учителя, строители.

На торжественном собрании выступили секретарь обкома партии Канунников, представители общественности, строители. Поступила и приветственная телеграмма от Совнаркома СССР.

А потом артисты давали «Любовь Яровую» по Треневу. Ею была начата история театральных постановок в новом здании. Блистали звёзды тех лет: А. Колобаев, Т. Градова, Л. Самборская. Театр заново родился.

Театр начинался… со здания

Какие были люди!

Мои родители проработали в «драме» два или три года, а затем перешли в ТЮЗ. Отец за это время попробовал свои силы не только на сцене, но и на писательской стезе. В 1949 году он написал пьесу «Герцен в Вятке», а режиссёр «драмы» Д. Козловский поставил по ней спектакль. С этого произведения началась местная драматургия. Два сезона «Герцен в Вятке» делал неплохие сборы.

Я припоминаю артистов тех лет, виденных на сцене или за кулисами, где я, как все театральные дети, проводил массу времени, или в театральном общежитии на ул. Карла Маркса, 51а, двухэтажном деревянном, ныне снесённом здании, где большой и дружной семьёй жили многие мастера сцены. Прежде всего приходят на память А.Ф. Теплов с женой А. Батуриной. Они жили от нас через три двери в том же общежитии и были друзьями моих родителей. Алексей Фёдорович был человеком большого таланта, умным, ироничным. Как он играл Будённого в «Олеко Дундиче»! Полное перевоплощение — по Станиславскому. Я знал людей, которые ходили на спектакли ради Теплова. В 1953 году ему одновременно с Ф.А. Дембицкой присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

Дембицкая, несомненно, одна из самых ярких актрис того времени, была неразлучна со своим мужем — артистом ТАССР Д.А. Дросси, тоже личностью неординарной. Это были уже тогда старейшины актёрского цеха. Они не расставались ни на минуту, являя собой весьма трогательную пару. Ходили, взявшись за руки. Их так и звали: «Два Д».
Очень красивой, умопомрачительной женщиной запомнилась заслуженная артистка Удмуртской АССР Л.В. Самсонова, изысканно одетая и непременно благоухающая хорошими духами. Она играла Джульетту — и как играла! А её муж К.А. Моисеенко, неподражаемый исполнитель роли Шванди в «Любови Яровой», повторённой театром через семь лет после того первого опыта, был человеком очень открытым и компанейским, несмотря на также имевшееся у него звание заслуженного. Он играл с мальчишками в футбол, запускал бумажных змеев. Очень любил природу и в окрестностях театра посадил многого деревьев.

Тонкий, молчаливый К.К. Верховенский, грустный Ф.Г. Штоббе, Н.И. Ладыженский, запомнившийся почему-то тем, что много кашлял, — говорили, что болеет. Художник А.К. Грозин с неизменной папиросой в длинном мундштуке, серьёзный и неприступный, слыл заядлым огородником. У него с женой Антониной были два сына — Костя и Женя. Последний был кумиром всех мальчишек города, поскольку своим увлечением избрал прыжки на лыжах с трамплина. Кажется, он одним из первых получил звание мастера спорта. Чех Ф.В. Свобода, мастер парикмахерского дела, сангвиник и оптимист, смешно коверкавший русские слова и каждое утро летом занимавшийся с эспандером на веранде общежития. Вырастил плеяду учеников. У него была любимая песня: «То ли луковица, то ли репка», народная чешская песня.

Сцена помнит…

А какие интереснейшие люди выступали на сцене Кировского драматического, приезжая в Киров на гастроли или на кратковременные творческие встречи! Достаточно одного перечисления имен: Борис Чирков, Эмиль Гилельс, Ольга Лепешинская, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Игорь Ильинский, Вахтанг Чабукиани, Леонид Утёсов, Павел Кадочников, Михаил Жаров…

В помещении нашего театра в 1941–1942 годах проходили спектакли эвакуированного сюда Ленинградского Большого драматического театра. На сцене творили легендарные актёры: В. Сафронов, Е. Грановская, В. Полицеймако, А. Никритина, Е. Альтус.

В 1959 году по проектам архитекторов Н.И. Козлова и Б.В. Зырина осуществлена реконструкция здания театра. Была произведена перестройка внутренних помещений, сооружён фронтон над главным входным портиком, построен склад декораций. Здание приобрело современный вид.

…Проходят тени минувшего в памяти. Знаю, что многих из той славной когорты уже нет среди нас. Их имена остались только на старых театральных программках. Поэтому я не стал обращаться к современности. Успехи нынешнего театра, его международное признание, таланты сегодняшнего дня — всё это хорошо известно. А кто помнит, например, что на средства, в войну собранные труппой, был построен боевой самолет «Артист Кировского облдрамтеатра»? Кто помнит актёров и техработников, знаменитых и незаметных, способных и бесталанных, блиставших на сцене и никогда на публику не выходивших?

Мы решили рассказать сегодня об этом не только в связи со 140-летием театра, но ещё и потому, что согласно мифам древних греков музы людей, очень почитавших театр, театральное искусство и историю, находились, выражаясь по-современному, в одной команде. Одно цепляется за другое, и продолжается связь времён.

Владимир Шишикин

Фото Леонида Шишкина и с сайта Кировского областного драматического театра.