Главная > Власть > «Умный город» – это не про летающие машины и хай-тек

«Умный город» – это не про летающие машины и хай-тек

Столица региона готовится стать «умным городом». Как отмечал губернатор Игорь Васильев, соответствующий проект должен сделать жизнь горожан комфортнее, а для областного центра послужить драйвером развития и роста.

На вопросы «КП» о проекте «Умный город», который запланирован до 2024 года, ответил министр информационных технологий и связи Юрий Палюх.

– Юрий Иванович, в реализации проекта задействовано множество участников: областная и городская власть, структуры ЖКХ, транспортники… Но ведь без цифровых технологий, за которые в регионе отвечает ваше министерство, реализовать всё запланированное вряд ли получится?

– Совершенно верно, технологиям в проекте отводится серьёзная роль. Однако «Умный город» – это не просто установка домофонов с видеокамерами, счётчиков ЖКХ, которые сами автоматически передают показания в управляющую компанию, или «умного» освещения. «Умный город» – это цифровизация всех сфер жизни.

Это и платформа «Активный горожанин», позволяющая человеку участвовать в жизни города: голосовать по тем или иным вопросам, выдвигать инициативы, оставлять отзывы и подавать жалобы, помогая выявлять недочёты.

Весь набор городских «умных вещей» должен жить в одной единой сети и быть интегрированным в единую аналитическую систему управления. Например, управление многоквартирным домом включает установку счётчиков по учёту воды и электроэнергии, домофонов, систем безопасности и экономии электричества, интернета… Надо исследовать и теплотрассы, идущие к дому, проверить, нет ли потерь по пути. Ведь счётчик в квартире может быть, но если на трассе есть теплопотери, то эффекта не будет.

Мы должны полностью оцифровать всё хозяйство. Это очень сложная задача. И, могу сказать, пока в России не существует ни одного «умного города».

– А города, близкие к «умным» есть?

– В некоторых городах уже появились «умные» элементы. Например, светофоры, которые сами регулируют время для зелёного света в зависимости от городского трафика и наличия пробок. Такие устройства помогают регулировать движение автобусов и другого общественного транспорта.

В каких-то городах внедрено уже достаточно много таких элементов, вплоть до десятков разных решений, которые между собой никак не синхронизированы. В каких-то городах – два-три решения. А где-то не внедрено вообще ничего.

– 5 лет на такой проект как «Умный город» – достаточно или мало?

– На самом деле, этого мало. Надо очень быстро бежать по этому пути. Нельзя долго раскачиваться.

– С чего начнётся реализация проекта? За что браться в первую очередь?

– Важно понимать, что этот проект очень дорогой. Его финансирование возможно либо благодаря инвестициям, либо за проект придётся заплатить пользователю. Все устройства достаточно недешёвые, равно как и аналитическая система, в которую они будут интегрированы. Сейчас в министерстве ЖКХ подготовлен перечень городов, которые будут пилотными и получат поддержку на федеральном уровне. Кировская область подготовила заявку, которая сейчас находится на стадии рассмотрения. Мы очень надеемся, что наш областной центр также войдёт в число пилотных. Если это произойдёт, мы вместе с крупными федеральными игроками и научным сообществом определим параметры проекта: с чего начинать «делать город умным».

– Основным участником проекта в регионе будет уже включившийся «Ростелеком»?

– «Умный город» – открытая площадка. В проекте смогут поучаствовать все игроки, которым по силам решение существующих проблем и которые заявятся на участие. Единого исполнителя, в лице «Ростелекома» или какой-то другой компании, нет. Так, при организации «умного освещения» в областном центре были проведены соответствующие конкурсные процедуры на работы с десятками тысяч светильников. Видимо, «Ростелеком» посчитал, что справится, и доказал это в открытых публичных торгах.

– Эта же компания могла бы взяться и за «расчистку» города от многочисленных проводов, нависающих над дорогами и тротуарами…

– Думаю, это было бы правильно. Провод, который проходит по воздуху, гораздо дороже в обслуживании, чем провод, который закопан в землю. Ведь провода спрятанные в специальных каналах, надёжно защищены от разного воздействияи и даже не требуют обслуживания.

Провода над дорогой, напротив, могут получить повреждения – от проезжающих троллейбусов или во время аварий. Оптика рвётся, а её ремонт требует вложений.

Спрятать провода под землю тоже дорого. Кроме того, придётся перекопать полгорода. Но «Ростелеком» всё-таки ближе других к этой истории, потому что у компании есть своя сеть каналов, в которые они могут прятать провода. Хотя не исключено, что город захочет сам развивать свою сеть и проведёт эту работу, например, одновременно с модернизацией ливнёвки.

– При словосочетании «умный город» представляется картинка из фантастической книги: летающие машины, здания в стиле хай-тек. Внешне город сильно изменится после реализации существующих планов или изменения будут «внутренними»?

– Скорее это будут не «фасадные» изменения. Город нельзя перестроить за пять лет. Да это и не нужно делать. «Умный город» – это упрощение проживания в городе, экономия средств граждан и совершенствование получения услуг.

Кроме того, «умный город» касается и оказания госуслуг. Например, вы хотите получить субсидию на ЖКХ. Сейчас для этого надо ходить и получать справки, а затем нести их в управляющую компанию, подавать заявления и ждать по ним решения. Данный процесс тоже должен измениться и стать проще. Если всё вокруг будет облеплено датчиками, но придётся, как и раньше, бегать и собирать бумаги, это будет не «умный город». При реализации проекта должны быть исключены подобные ненужные походы.

Важно знать!

* Проект «Умный город» стартовал в России в 2018 году. Начиная с 2019 года он реализуется в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жильё и городская среда».
* Согласно стандарту проекта, утверждённому Минстроем РФ, «мероприятия проекта предусмотрены для реализации в населённых пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек и населённых пунктах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации».
* Стандарт «Умного города» предполагает распространение систем автоматической фото– видеофиксации нарушений правил дорожного движения и отслеживания перемещений городского транспорта и коммунальной техники.
* К базовым положениям стандарта относится внедрение интеллектуального видеонаблюдения с распознаванием лиц и развитие систем информирования граждан о чрезвычайных ситуациях через мобильные средства связи.

Как «умнеют города»…

ДОМА. В «умных домах» появляется контроль доступа на дворовую территорию и в дом с функцией распознавания людей и машин; учёт и контроля расхода воды, газа и электричества с автоматической передачей информации; датчики пожаро– и газобезопасности с функцией передачи информации в соответствующие службы.
ДВОРЫ. В «умных дворах» начинает работу единая комплексная система мониторинга, которая следит за ситуацией на дворовых территориях и оперативно реагирует в случае инцидентов.
УЛИЦЫ. «Умные скамейки» будут служить для отдыха пешеходов и подзарядки смартфонов, выхода через Wi-Fi в интернет, а также для того, чтобы согреть человека: климат-контроль обеспечит комфортную температуру для присевшего на неё пешехода.

В числе задач проекта

* Разгрузить ключевые автомагистрали и предотвратить образование заторов на улицах.
* Добиться экономии уличного освещения за счёт установки уличных светильников, которые сами регулируют подачу света в зависимости от текущих условий.
* Повысить экономию энергоресурсов благодаря установке интеллектуальных приборов учёта.