Главная > Интервью > Юрий Лаптев: «Большинство выявленных КСП нарушений приходится на капремонт и строительство»

Юрий Лаптев: «Большинство выявленных КСП нарушений приходится на капремонт и строительство»

Конец декабря и январь – время подведения итогов работы за год. Подвела их и Контрольно-счётная палата Кировской области (КСП).

Официально они будут обнародованы на пленарном заседании областного Законодательного собрания в феврале. Но уже сегодня руководитель палаты Юрий Лаптев рассказал «Кировской правде» о результатах работы контрольного ведомства и о тех перспективах, которые оно наметило для себя в новом году.

Проекты оказались невостребованными

– Юрий Николаевич, давайте начнём с общих цифр. Сколько проверок эффективности использования бюджетных средств провела КСП в прошлом году и в какую сумму вылилось неправильное расходование бюджетных средств?

– Хотя окончательные итоги ещё не подведены, можно сказать, что выполнено всё, что планировалось. Проведено 41 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие. Объём проверенных средств составил 20% от общей суммы бюджетных расходов. Количество средств, потраченных с нарушениями, – 1,8 миллиарда рублей. А это ни много ни мало 4 процента от всех расходов бюджета. Неэффективно было потрачено 480 миллионов рублей.

Обращу ваше внимание на то, что по итогам проверочных мероприятий 23 материала направлено в правоохранительные органы. Возбуждено пять уголовных дел и ещё два находятся в стадии рассмотрения. 37 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

– Какая отрасль больше других «отличилась» в плане неправомерного использования бюджетных средств?

– Наибольшая часть всех выявленных нарушений приходится на капитальный ремонт и строительство. Такое наблюдается в течение уже нескольких лет, что вынудило нас провести аудит эффективности использования средств областного бюджета, направляемых в данную отрасль.

За пять лет, которые были нами проанализированы, в сферу капитального ремонта и строительства, а также на приобретение объектов было направлено 19 млрд. рублей. Мы проверили расходование 15 млрд. из этих средств. Бюджетные потери оцениваются в сумму более 730 млн. рублей. Сюда входят оплаченная, но не использованная проектно-сметная документация, непредъявленные санкции за некачественно построенные объекты, а также оплата невыполненных работ.

Наглядный пример: на разработку проектно-сметной документации, которая так и оказалась невостребованной, потрачено более 270 млн. рублей. И это только деньги, ушедшие из областного бюджета. Плюсом к этому 73 миллиона, которые вложили муниципальные образования. Особо отличилось в расходах на такого рода документацию областное Управление капитального строительства (УКС). Оно потратило почти треть от всей обозначенной суммы. Невостребованным вообще, и уж точно невостребованным в ближайшее время останется заказанный и оплаченный им проект строительства Губернской больницы, на подготовку которого ушло почти 19 млн. рублей.

УКС вообще ежегодно тратил большие деньги на подготовку новых объектов строительства, тогда как на его балансе уже сейчас числится 17 незавершённых зданий и сооружений на сумму примерно 390 млн. рублей.
Но нельзя сказать, что эта организация уникальна. В других организациях и ведомствах – Дорожном комитете, Управлении газификации и прочих – та же картина.

Ситуация, как вы понимаете, выглядит нелицеприятно. Хотя для её формирования есть и объективные причины. Они в первую очередь связаны с тем, что одним из условий получения областью федеральных средств выступает наличие проектно-сметной документации. Однако открытым в таком случае остаётся вопрос о качестве подготовки подобного рода заявок, при котором они не принимаются федеральными министерствами и ведомствами.

Особо подчеркну, что мы не оценивали применительно к капитальному ремонту и строительству неэффективные расходы. Во-первых, потому, что временной отрезок был слишком большой. И, во-вторых, само понятие эффективности бюджетных расходов достаточно условно и нигде — ни в Бюджетном кодексе, ни в других нормативных актах, не определено.

– Если вы говорите, что нет официального определения эффективности расходов, то как же вы тогда определяете, эффективно или нет потрачены деньги?

– По недостижению заявленных целей: потратили деньги, а нужного результата не получили.

– А есть ли примеры такого рода неэффективных расходов?

– Конечно, есть. Например, Просницкий лицей. Ведь что было заявлено? Что будет создано учебное заведение для высокоодарённых детей со всей области с наполняемостью более 300 человек. А что мы имеем сейчас? Там учатся дети из местной школы. Всего 180 человек. При этом, заметьте, потрачено было 360 млн. рублей. Или, к примеру, 894 млн. рублей, потраченные на создание промышленных парковых зон. Их также можно отнести к неэффективным расходам бюджета, так как ни одна из задач, ради которых всё это делалось, в установленные сроки, да и в настоящее время не решена.

– Я понимаю, что в задачи вашего ведомства не входит «выявление» передового опыта и демонстрация наших достижений. Но неужели всё так плохо?  Нет просвета, который позволял бы с оптимизмом смотреть в будущее?

– Безусловно, есть и позитивные моменты. Возьмём ту же строительную отрасль: 19 млрд. рублей потрачено, на эти деньги построено или реконструировано 964 объекта капстроительства, в том числе 309 жилых домов, 170 объектов коммунальной инфраструктуры, 152 – газификации, 30 – дорожного хозяйства, 5 – природоохранных и 257 – социального обслуживания. Вот это я считаю позитивом. Но, в то же время, если бы не было нарушений, количество таких объектов могло бы быть больше.

Без оптимизации бюджетной сферы не обойтись

– Что значится в планах КСП на текущий год? Кому можно ждать ваших аудиторов?

– Основные направления нашей деятельности обозначены в бюджетном послании врио губернатора Кировской области Игоря Васильева. С учётом этого, а также с учётом бездефицитности принятого Законодательным собранием бюджета особое внимание мы уделим именно исполнению бюджета области. Первый аналитический отчёт палата планирует представить по итогам первого полугодия.

Вы наверняка знаете, что дотации для области из федерального бюджета увеличены в два раза, происходит замещение коммерческих кредитов бюджетными. Всё это станет регламентироваться отдельными соглашениями между областью и федеральным Минфином, которые будут содержать ряд обязательных для исполнения требований. Дабы не повторить ситуацию 2016 года, когда по 14 миллиардам рублей эти условия не были выполнены и деньги пришлось вернуть.

Кроме того, Российское правительство в этом году реализует в субъектах РФ 11 приоритетных национальных проектов, шесть из которых идёт с финансовым обеспечением. В целом федеральный бюджет планирует потратить 177 млрд. рублей. Прежде всего, речь — о проекте в области здравоохранения – обеспечение оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах. А попросту говоря – о субсидировании санитарной авиации. Естественно, для нашего региона это крайне актуально. Далее идут проекты по строительству новых школ, по развитию ипотеки и рынка арендного жилья, по совершенствованию ЖКХ и городской среды, по качеству и безопасности дорог, а также по экологии.

Сейчас для области принципиально важно попасть в эти проекты и решить вопрос с их софинансированием. Последнее можно сделать как за счёт экономии в рамках действующих программ, так и путём получения дополнительных доходов. Отсюда вытекает и наша задача – проанализировать эффективность работы органов исполнительной власти в качестве администраторов, которые обеспечивают поступление доходов.

Кроме того, будет проведена проверка государственных и муниципальных предприятий. Ранее, в 2014 году, мы говорили о низкой эффективности работы этих структур. Также планируем провести контрольные мероприятия по деятельности регионального и муниципальных дорожных фондов, по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, оценить расходование муниципалитетами межбюджетных трансфертов.
Не обойдём вниманием и оптимизацию бюджетной сферы. Ведь не секрет, что многие бюджетные организации и учреждения либо дублируют функции органов исполнительной власти, либо имеют раздутый штат.

– А нельзя ли об этом — более подробно? Ведь бюджетная сфера, особенно в районах области, это основное место работы для значительного количества граждан. Любая её оптимизация воспринимается крайне болезненно.

– Оптимизация бюджетной сферы – задача правительства области, и мы не можем вмешиваться в данный процесс. На мой взгляд, это своевременная мера. Со своей стороны Контрольно-счётная палата настроена внести вклад в ту работу, которую проводит правительство, наведя порядок в бюджетной сфере.

В целом же наша деятельность направлена не столько на то, чтобы наказать виновных, но, что важнее, на устранение причин нарушений. Это даст возможность перестроить работу исполнительных органов власти в условиях ограниченных финансовых возможностей.