Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Яков Тырышкин: путь крестьянина к предпринимательскому Олимпу

Яков Тырышкин: путь крестьянина к предпринимательскому Олимпу

О том, как на Вятке пароходы устраивали «гонки» из-за пассажиров, и о первоначальном капитале, заработанном «с кнутом в руках».

Отмечая 180-летие со дня рождения крупного купца-пароходчика Якова Фомича Тырышкина (1838–1903), вспомним и другого известного вятского судовладельца и благотворителя – Тихона Филипповича Булычёва. 170 лет со дня его рождения исполнилось год назад, и той круглой дате на страницах «Кировской правды» также была посвящена большая статья.

Яков Тырышкин и Тихон Булычёв олицетворяли собой одну эпоху, были уроженцами одной – Вятской губернии и вместе со слободским предпринимателем П.И. Александровым стали учредителями крупнейшей на северо-востоке европейской части России пароходной компании – товарищества Вятско-Волжского пароходства. Но у каждого купца судьба, конечно, была своя…

Яков Фомич родился в крестьянской семье в деревне Полом Троицкой волости Вятского уезда, образование получил в школе села Быстрица, и, прежде чем стать купцом 1-й гильдии, прошёл нелёгкий путь. Немного повзрослев, свой первый капитал он накапливал тем, что возил купеческие товары из Вятки в Нижний Новгород. «Ходил за возами с кнутом в руках», – писал о нём современник. Постепенно сумел и сам записаться в купеческое сословие, которое, как известно, было открытым для разбогатевших крестьян и мещан.

По-видимому, великолепие городов Нижнего Новгорода и Казани, в которых традиционно торговали вятские купцы, быстрое развитие во второй половине XIX столетия транспорта натолкнули Якова Фомича на мысль о необходимости учреждения своего пароходства. В 1870 году Тырышкин открывает в Вятке транспортную контору, а через десять лет – собственное буксиро-пассажирское пароходство.
«Вестовой», «Малютка», «Любимец», «Наследник» – так назывались его первые пароходы, курсировавшие по Вятке, Каме и Волге.В конце XIX века флот Тырышкина насчитывал 12 пароходов, и Яков Фомич умело конкурировал в перевозке грузов и пассажиров с Тихоном Филипповичем Булычёвым, который в тот период владел 19 пароходами.

По некоторым свидетельствам, пароходство Я.Ф. Тырышкина выглядел опорой гораздо привлекательнее, чем у Тихона Филипповича. «Цены на проезд были сбиты до того, что… до Казани цена билета третьего класса спала до 1 руб. 50 коп. Про Тырышкина говорили, что у него в придачу дают ещё булку и стакан водки», – вспоминал мемуарист А.А. Прозоров. Большие скидки на билет получали учащиеся и сельские учителя.
Правда, устраивались и гонки, заключавшиеся в том, что пароход одного владельца, желая перехватить пассажиров, старался прибыть к пристани первым, но в конечном итоге Тырышкин и Булычёв договорились об очерёдности следования своих судов.

Пароходство Тырышкина получило известность и тем, что перевозило не только разнообразную вятскую сельскохозяйственную продукцию – хлеб, крупы, лён, но и паровозы, и вагоны-платформы из Нижнего Новгорода во время строительства Пермь-Котласской железной дороги. В этом случае вполне уместно говорить о вкладе Якова Фомича в железнодорожное строительство в Вятской губернии.
Характеризует личность этого судовладельца и тот штрих, что в отличие от других пароходств отношение к матросам у него было более уважительным и гуманным, и именно Тырышкин первым из местных судовладельцев стал страховать в обществе «Россия» своих подчинённых, которые на реках часто подвергались опасности.

Купеческий сын Александр Яковлевич Тырышкин

Помощниками в делах Тырышкина были его сыновья – Александр, оставивший о себе память как добрейшей души человек; Иван и Павел. В их честь Яков Фомич назвал свои пароходы. Когда произошло объединение пароходств в одно товарищество (его устав был утвержден Николаем II в декабре 1901 г.), сыновья продолжили свою предпринимательскую деятельность в этой «пароходной монополии».

Говоря Я.Ф. Тырышкине, нельзя не вспомнить о его благотворительности. Яков Фомич был старостой Донской (Стефановской) церкви города Вятки, ныне, к сожалению, утраченной. Он вкладывал немалые средства в её обустройство. «В храме, куда ни взглянем, везде заметны следы забот и жертв Якова Фомича и Александра Яковлевича», – писал о Тырышкиных, прослуживших в Вятской Донской церкви церковными старостами в общей сложности 30 лет, протоиерей И. Сырцов. Тырышкины участвовали в создании благотворительных учреждений, чем могли помогали бедным, в годы неурожаев заботились о жителях губернии. Яков Фомич и Александр Яковлевич были гласными Вятской городской думы.

Я.Ф. Тырышкин скончался внезапно, будучи в Казани в сентябре 1903 г. Его тело на пароходе с приспущенным флагом доставили в Вятку. Вечный покой Тырышкин обрёл на погосте Трифонова монастыря. Жители губернии ещё долго не забывали этого «простого степенного русского мужика в длиннополом кафтане и сапогах», который своим крестьянским трудолюбием и умом достиг Олимпа делового мира, став купцом 1-й гильдии.

После смерти Я. Ф. Тырышкина, по завещанию, капитал «разделился между наследниками, и его сыну, Александру Яковлевичу, – вспоминал современник, – пришлось трудно оборачиваться в таком крупном деле, как товарищество пароходства. Пришлось принадлежащие ему акции распродавать и убавлять свою долю участия…».

И ещё один важный факт: во время Первой мировой войны на службу в армию был призван сын Александра Яковлевича – Николай Тырышкин, окончивший Петербургский университет и до войны служивший в столице помощником присяжного поверенного. Прапорщик Тырышкин участвовал в двух боях и был убит в самом начале войны «разрывной пулей при контратаке на батарею, которую он сам ранее взял». За геройский поступок его наградили орденом Св. Георгия 4-й степени. 12 сентября 1914 года во Владимирской церкви г. Вятки в присутствии губернатора и родных была отслужена по нему панихида.

После революции судьба разбросала Тырышкиных по стране. Что касается Александра Яковлевича, то он умер «без средств» в первые годы советской власти. «Вспоминая его, – писал А. А. Прозоров, – скажешь: да, жизнь прожить – не поле перейти…».

Михаил СУДОВИКОВ,
директор Кировского областного краеведческого музея,
специально для «Кировской правды»