Главная > Общество > 12-летнее обучение в школах: за и против

12-летнее обучение в школах: за и против

Целесообразность этой идеи обсудили в Кировском клубе учителей при участии представителей Минпросвещения России.

В кировской школе № 26 прошло заседание Клуба учителей. В нём приняли участие почётные гости, приехавшие в Кировскую область на традиционное августовское совещание педагогов: директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ Мария Хлопотных и референт Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Андрей Гудков.

Мнения разделились

Заседание Клуба учителей прошло под руководством первого зампреда правительства Кировской области Дмитрия Курдюмова. На нём также присутствовали министр образования региона Ольга Рысева, а также педагогические работники школ Кировской области.

В ходе совещания участники Клуба учителей обсудили возможность перехода на 12-летнее обучение в школах. Мнения педагогов разделились, ведь в этой инициативе есть как плюсы, так и минусы. Например, директор школы посёлка Кильмезь Андрей Коршунов отметил, что это решение зависит не только от Министерства просвещения РФ, но и от готовности государства профинансировать 12-летнее образование.

– Увеличатся расходы на переподготовку кадров, разработку новых учебных материалов и их печать. На год задержится выход на рынок труда нового поколения. Чем люди позднее выходят на работу, тем дольше строится их карьера, тем позже они будут создавать семьи, а это коснётся и демографии, – отметил директор школы. – Но, с другой стороны, если будет введено 12-летнее обучение, это позволит разгрузить учебную программу первых курсов в вузах, так как все мы помним, что в начале обучения в университете мы изучали общеобразовательные предметы.

Также среди учителей возникла дискуссия, на каком этапе вводить в программу «12-й год обучения» – в начальной школе или в среднем звене. Неоднозначное мнение по этому вопросу высказал и Андрей Гудков.

Он считает, что к обсуждению данной темы нужно подходить взвешенно и брать во внимание и здоровье детей, и их психологические особенности.

– Необходимо учитывать также рост наукоёмкости современного мира. Уровень и объёмы знаний со временем неизбежно будут возрастать. В связи с этим нужно решать и вопросы содержания общеобразовательных программ, – подчеркнул референт Управления Президента РФ.

И избыточная бумажная работа

Одной из важнейших тем на заседании стало обсуждение нагрузки на педагогов в образовательных организациях. Дмитрий Курдюмов отметил, что от учителей приходят сообщения по поводу избыточной бумажной работы, и предложил участникам заседания высказаться по этому вопросу. Так, учитель биологии из Кировского экономико-правового лицея Алексей Ветров убежден, что если правильно выстроить свою работу и грамотно распределить время, то острота проблемы снижается.

Мария Хлопотных согласилась с кировским педагогом, подчеркнув, что некая субъективная оценка избыточной отчётности лежит в откладывании её заполнения.

– Структурирование документации, безусловно, нужно. Но от того, что имеет прямое отношение к уроку (электронный дневник и электронный журнал) учителю никуда не деться. Это базовые документы. Документация классного руководителя, безусловно, не может ограничиваться только тем объёмом документации, который присущ педагогу, так как функционал классного руководителя шире, – отметила Мария Хлопотных.

Наталья Филёва, учитель истории и обществознания лицея информационных технологий № 28, выразила мнение, что избыточная отчётность в основном может быть из-за отсутствия единой информационной системы.

– Я думаю, что регионализация образования позволит решить эту проблему в районах, тогда все процессы будут проходить в электронном виде и отпадет необходимость в бумажных носителях, – подчеркнула она.

В вопросе о нагрузке учителей члены Клуба сошлись в едином мнении – запросы в школы должны поступать только из одного ведомственного канала, от учредителя, так как количество документов, поступающих ежедневно в образовательные организации, велико.

– Нам нужно определить тот орган, куда бы вы отправляли ответы, чтобы не было дублирования. Необходимо систематизировать эту работу. Мы будем решать, как это сделать на уровне субъекта, – сказал Дмитрий Курдюмов.