Главная > Аналитика > …А караван идёт: возражения и факты по реализации нацпроекта БКД кировчанами

…А караван идёт: возражения и факты по реализации нацпроекта БКД кировчанами

Дорожные споры – последнее дело, поётся в известной песне. Особенно, если по заветам сатирика Жванецкого, используются такие его разновидности как «спор без фактов, спор на темпераменте или спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнёра». А это встречается не только в беспардонном интернет-пространстве, но и в стенах муниципального или областного парламента. Порой сопровождаясь грозными, но безрезультатными заявлениями о якобы грядущих громких коррупционных делах.

В минувшем месяце очередную порцию острых вопросов со стороны депутатов получило дорожное строительство. Как известно, его львиную долю осуществляют в Кировской области и городе Кирове государственное АО «Вятавтодор» (выполняет и контролирует 60% объёмов дорожных работ) и муниципальное АО «Гордормостстрой» (ГДМС). Согласно законодательству о госзакупках заказчик обязан исполнение не менее 25% совокупного объема закупок передать субъектам малого и среднего бизнеса.

Такие условия включаются в контракты. За качество работы привлечённых субподрядчиков перед заказчиком (областью или городом) отвечают генподрядчики, которые осуществляют контроль за работой привлеченных ими компаний.

Так происходит ежегодно, никто секрета из этого не делает. Однако до сих пор такая система оказывается сюрпризом для тех или иных народных избранников. Один из них, депутат Кировской городской думы Владимир Журавлёв на заседании постоянной комиссии кировской гордумы заявил, что «Вятавтодор» якобы три контракта от 23 марта на 400 млн рублей отдал серпуховской фирме ЗАО «Энерготранс-С» и даже провёл предоплату в 30%. Тему подхватили некоторые СМИ и телеграм-каналы, но на поверку всё оказалось не совсем правдой.

Давайте посчитаем

Что касается субподряда, то действительно, в рамках исполнения контракта по капитальному ремонту автодороги по Студенческому проезду от ул. Московской до ул. Воровского в г. Кирове заключён и размещён в единой информсистеме договор с субъектом малого предпринимательства на сумму 34,9 млн рублей, что уже составляет 25,5% от цены контракта. Только не выше названным серпуховским «Энерготранс-С», а с ООО «Энергопроект» из Кирова, с другим гендиректором и учредителем. Авансовые платежи субподрядчику не перечислялись, сообщает «Вятавтодор» вопреки утверждению депутата.

По двум другим выигранным контрактам в Кирове субподрядные договоры не заключались. Речь о капитальном ремонте ул. Ленина в части устройства переходно-скоростных полос на перекрёстке с ул. Современной и об организации круговой развязки на пересечении улиц Проезжей и Павла Корчагина (объект должны сдать в следующем году).

Общая сумма по всем трём кировским контрактам компании – 316 млн рублей. Это чуть менее 1/10 от всех заключённых ею на 1 апреля договоров на выполнение дорожных работ, в том числе 2 млрд рублей – на ремонт 139 км проезжей части в рамках реализации региональной программы «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). В прошлом году компания отработала на 102,24 км региональных дорог и 70,31 км муниципальных. Выручка АО в 2021 году составила более 5,4 млрд. рублей, что на 4,6% больше, чем в 2020 году. Несмотря на рост, предприятие получило убыток в размере 69,6 млн рублей. Что дало некоторым СМИ и блогерам повод ткнуть пальцем в его якобы неэффективность.

Но такой финансовый результат обусловлен тем, что у «Вятавтодор» по итогу торгов снижение стоимости работ составило 255 млн рублей. Это позволило региону дополнительно отремонтировать порядка 13 км дорог.

Для бюджета это сэкономленные деньги, которые направлены на выполнение социально значимых задач. Для подрядчика – недополученная выручка и минимизация прибыли.
Кроме того, в этом году из резервного фонда правительства РФ области выделено дополнительно 1,5 млрд рублей. Готовится документация на дополнительные объекты, формируемые в том числе и за счёт экономии от торгов.

Что же касается транспорта основного подрядчика «Вятавтодор», то напомним, только за последние три года он обновился на 182 единицы, и в этом году поступят ещё полсотни машин. Да, это тоже большие – в сотни миллионов рублей – вложения, но вместе с тем повышение уровня рабочих мест и качества работ: объёмы гарантийных ремонтов снизились до менее 0,1%. Работы по большей части ведутся по новым технологиям, с использованием асфальтобетонных смесей ЩМА-16 и А-16, а также стыковочных лент, позволяющие в разы уменьшить количество дефектов швов сопряжения.

Да, это тоже делает дороже дорожное производство, зато положительно сказывается на подвесках автотранспорта. Разве не в этом цель?

Цель или средства?

Напомним, в этом году на реализацию регионального проекта в рамках БКД предусмотрено 3,7 млрд рублей, из них более 1 млрд рублей – из федерального бюджета. Из плановых 180 км в Кирове отремонтируют не менее 30,8 км.

Всего в 2022-2024 годах по БКД планируется привести в нормативное состояние около 600 км автодорог Кировской области и 1569,1 метров мостов. В том числе в районах. Но приоритет будет отдан 14 основным участкам дорог, формирующим региональную опорную сеть. В их числе дороги, связывающие столицы соседних регионов, их объездные трассы, центры экономического роста, подъезды к аэропортам и вокзалам, а также с интенсивным движением.

В Кировской области общая их протяженность таких дорог составляет почти 1139 км. В нормативном состоянии – менее половины. В перечне опорных крупнейшие участки: Киров – Малмыж – Вятские Поляны, Кырчаны – Нема – Кильмезь, Киров – Советск – Яранск, Киров – Кирово-Чепецк – Зуевка – Фалёнки – граница Удмуртской Республики, Киров – Котлас – Архангельск (с подъездами к Опарино, Альмежу, Скрябино), Яранск – Кикнур – граница Нижегородской области, Подосиновец – Луза.

Естественно, такие объёмы не выполнить в назначенные сроки силами двух-трёх предприятий, даже таких крупных как «Вятавтодор» и ГДМС. Если хотят и могут выполнить те или иные работы другие на субподряде – от этого всем лучше. Причем, как мы указывали ранее, еще в 2019 году депутат Журавлёв сам выступал в СМИ именно за такую систему: генеральные подряды – за вышеназванными областным и муниципальным предприятиями, субподряды – под их контролем для частных компаний.

И даже если бы действительно три подряда из выигранных «Вятавтодор» отдал ЗАО «Энерготранс-С», то вопрос был бы, пожалуй, только в процентном соотношении их участия в госконтрактах. В прошлом же году эта фирма отработала все пять выигранных контрактов, и этот год был рекордным по количеству и качеству сданного метража дорог. Что ни говори, а результат – главный критерий для всех дорожных споров.

Цифры

В районах Кировской области по БКД в этом году отремонтируют участки дорог:

  • Криуша – Советск – Лебяжье – Вершинята в Лебяжском районе – 7 км;
  • Подъезд к г. Нолинск – 3 км;
  • Белая Холуница – Кирс в Белохолуницком районе – 5 км;
  • Белая Холуница – Кирс в Верхнекамском районе – 3,9 км;
  • Вятские Поляны – Сосновка в Вятскополянском районе – 10 км;
  • Киров – Котлас – Архангельск, с подъездами: к пгт Опарино, к пос. Альмеж, к пос. Скрябино, в
  • Мурашинском районе – 16,9 км;
  • Киров – Советск – Яранск – Лошкари – граница Республики Марий Эл в Советском районе – 8,8 км;
  • Киров – Кирово-Чепецк – Зуевка – Фаленки – граница Удмуртской Республики в Зуевском районе – 7,2 км;
  • Киров – Кирово-Чепецк – Зуевка – Фаленки – граница Удмуртской Республики в Фалёнском районе – 7,7 км
  • Киров – Советск – Яранск в г. Советск ул.Строителей – 3,5 км;
  • Киров – Советск – Яранск с подъездом к г. Яранск – 13 км;
  • Киров – Стрижи – Оричи г. Киров – 2 км;
  • Киров – Стрижи – Оричи – 1 км;
  • Котельнич – Даровской в Даровском районе – 2,9 км;
  • Кырчаны – Нема – Кильмезь в Кильмезском и Немском районах – 7,5 км;
  • Южный обход г. Кирова – 3,2 км;
  • Яранск – Кикнур – граница Нижегородской области в Кикнурском районе – 2 км.
Прямая речь

Игорь Васильев, губернатор Кировской области:

– В нашем регионе более 24 тысяч километров дорог. Понимая всю важность транспортной доступности, одной из наших приоритетных задач мы определили приведение дорог в нормативное состояние. Для этого ежегодно увеличивается финансирование на дорожную деятельность.
Благодаря продуктивной работе с федеральным центром в 2021 году Кировская область дополнительно получила свыше 1 млрд рублей на дорожную деятельность: первый транш в размере 680 млн рублей предоставлен в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», второй – 350 млн рублей по целевой программе «Содействие развитию автомобильных дорог регионального значения».



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.