Главная > Новости > Алла Буркова: «Дымка – это кич»

Алла Буркова: «Дымка – это кич»

О том, почему в современной городской архитектуре не часто встретишь здания, которым суждено стать новыми «визитными карточками» региона, и как не потерять местный колорит

В последние годы областной центр развивается стремительно. Некоторые из отдалённых городских микрорайонов, в которых давно не был, можно даже не узнать: так сильно их преображают новостройки.

Жилья у нас действительно строят много. Но при этом крайне мало интересных по своей архитектуре общественных зданий, которые могут стать новой визитной карточкой города. Почему так?

Об этом «КП» поинтересовалась у председателя правления Кировского областного отделения Союза архитекторов России Аллы Марсовны Бурковой.

Строительство на местах потенциальных школ

– В определённой степени на архитектуру сегодняшнего дня повлияло наследие 1990-х, когда мы получили свободу во всём: в мыслях, планах, действиях, строительстве… Ещё мы получили возможность практически неограниченно возводить жильё. Но при этом нередко занимали под новые здания территории потенциальных школ и детских садов. В результате не стало необходимой инфраструктуры, микрорайоны получились обделёнными.

Это потом жизнь заставила принимать специальные программы и накладывать на застройщиков обязательства помимо жилья строить те же детские сады. Сегодня на свои деньги застройщик строит и школы, а затем по программе освоения и строительства школ определённая часть средств ему возмещается. Понятно, что в убыток себе никто работать не будет, и юридически заставить это сделать тоже, разумеется, невозможно.

Алла Буркова: «Дымка – это кич»

В эпоху отдельных квартир

– Итак, горожане в своём большинстве стали жить в отдельных квартирах. Детский сад – в границах квартала, как это было и в советское время. Максимально допустимое расстояние до детского сада – 300 метров. Таков нормативный радиус обслуживания.

Плюс ко всему до школы должно быть не больше 500 метров. Соответственно, на три-четыре квартала должна быть своя школа. Причём не просто школа, а учебное заведение, рассчитанное на 1000-1500 учащихся. Это напрямую вызвано тем, что у нас плотная застройка высотными зданиями. Если раньше говорили о плотности в 420 человек на один гектар, то сегодня плотность населения выросла практически до 500 человек.

Конечно, сейчас, когда жилищные проблемы во многом решены, люди стали задумываться, куда пойти вечером или в свободное время. В кино, в кафе? А может быть, в шахматный клуб или в клуб по интересам? Но при этом желательно, чтобы он был на расстоянии максимум 300 метров. Однако как же такие сооружения сделать, кто будет содержать тот же маленький шахматный клуб, оплачивать коммунальные услуги? Период, когда всё было бесплатно, безвозвратно прошёл.

О дворцах и домах культуры

– В своё время в каждом микрорайоне строился Дворец или Дом культуры. Но что значит микрорайон? Город у нас заводской. Вот для своих рабочих предприятия и возводили культурные учреждения: завода «Лепсе» – Дворец культуры «Родина», железная дорога – Дворец культуры железнодорожников, «Авитек», ОЦМ, шинный завод – у каждого был свой дворец…

Алла Буркова: «Дымка – это кич»

– Но все эти дворцы культуры построены давно. Не все и вспомнят даже, когда конкретно…

– Действительно, даже в Кирово-Чепецке, где работает огромный химкомбинат, в этом веке в новых микрорайонах не построено ни одного Дворца культуры. Почему? Потому что для этого нужны немалые ресурсы. Даже, заметьте, спортивные сооружения возводит «Газпром». Выделяет средства. Причём это происходит не только в нашем регионе, а по всей стране.

В советский период, когда строились дома культуры, существовала определённая статья расходов на эти цели. Тогда тоже хорошо соблюдали законы экономики, постоянно отчитываясь, куда потрачены немалые суммы. Сегодня за просто так тоже никто не будет строить отдельно стоящий Дом культуры. Возводят в основном торговые центры, где на свободных площадях реально разместить ту же школу танцев или детскую изостудию, кружки вязания, кройки и шитья.

Ну а построить и потом содержать Дом культуры – это очень сложно и дорого.

«Архитектурный» закон никто не отменял

– Почему, случается, у нас строят не по заранее разработанному проекту?

– Потому что сегодня у нас не работает Закон об архитектурной деятельности, который, кстати, никто не отменял!

– И что он предусматривает?

– Авторский надзор архитектора, а не только технолога-строителя, осуществляющего строительный надзор. Эксперты строительного надзора непосредственно на месте проверяют, соблюдается ли технология возведения здания, правильный ли железобетон используется, той ли марки цемент, что заявлен в проекте, и т.д. Но всё это не вопросы архитектуры. Это строительство…

По роду своей деятельности я сейчас являюсь членом жюри конкурса при Министерстве строительства России. И вот открываю проекты – один, второй, третий… пятый… двадцатый… Прежде чем прочесть документацию, всегда хочу определить, в каком же конкретно городе планируется построить проектируемый дом. И знаете, такое впечатление, что это один и тот же город. Настолько всё одинаково и безлико.

Если раньше мы ещё как-то стремились привнести в проект местный колорит, например, летние помещения типовых проектов старались внешне украсить, то сегодня и этого нет. Я не призываю рисовать круги на зданиях а-ля дымка – это, по-моему, вообще кич.

В своё время я окончила институт, который находился на территории братской республики – в Узбекистане. Училась на образцах южной архитектуры. Приехав в город Киров, увидела барокко, классицизм. Всё это было очень интересно. А сейчас все здания стали одинаковыми. Словно вся Россия строится по одному проекту. Даже массовое строительство жилья у нас типовое. Конечно, есть архитекторы, которые дружат с генеральным директором строительной компании, – тогда и здание получается индивидуальным.

– Что же нужно сделать, чтобы эту ситуацию изменить? Хотя бы с прицелом на перспективу? Градостроительный совет может в этом помочь?

– Всё упирается в финансирование строительства. Что же касается градостроительного совета, мы не обсуждаем на нём вопросы архитектуры. Как правило, речь идёт о том, какая социальная инфраструктура будет около очередного нового дома. Что будет с существующими детскими садами и школами. Или сколько планируется автомашин разместить в конкретном дворе.

До 1990-х годов председателем градостроительного совета всегда был главный архитектор города. А потом мы получили полную свободу. И сегодня директора строительных компаний, которые в конечном итоге влияют на образ нашего города, почему-то считают, что именно они являются главными архитекторами данного объекта. Не города, не квартала, а именно строящегося объекта. И им нужно с конкретного участка получить как можно больше прибыли.

Моё мнение: пока в строительных организациях не будет человека, который бы искренне любил архитектуру и уважал мнение архитектора, город останется таким, какой он есть. Возможно, будут появляться некие «изюминки» в виде, например, жилого здания, построенного на Октябрьском проспекте напротив цирка. Необходимо строить микрорайоны самодостаточные, с полной инфраструктурой, комфортной социальной средой, и тогда можно будет не только мечтать о дворцах культуры, но и лицезреть их.

Про изюминку

– Общественные здания в Кирове, как правило, строились по типовым проектам. Но они получали некую «изюминку»: где-то была предусмотрена мозаика, где-то оригинальный цвет, где-то скульптурная композиция…

Здание из прошлого

– Обратимся к истории Вятки. Посмотрите на бывшее здание купца Клабукова, которое находится на углу улиц Казанской и Спасской, где сейчас расположен музыкальный колледж. Это индивидуальное здание, построенное архитектором Иваном Чарушиным в 1900 году, на рубеже двух веков, когда появились новые строительные материалы, когда можно было сделать железобетонные перекрытия и предусмотреть для торговли большие пространства.

Наверняка Чарушину поначалу было непросто объяснить Клабукову, что если он хочет иметь красивый и светлый магазин, то следует сделать именно так, а не иначе. И Клабуков поверил и доверился архитектору. Сегодня же заказчик очень часто довлеет над архитектором, диктует свои непременные условия.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.