Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Андрей Морозов: «В Берлине нашу коллекцию назвали «очередной победой россиян»

Андрей Морозов: «В Берлине нашу коллекцию назвали «очередной победой россиян»

Андрей Морозов не особо жалует иностранные слова. Но иначе не скажешь: Андрей Николаевич — человек-бренд. Продукция его компании «Калинка-Морозов» – одного из ведущих предприятий страны по производству меховых изделий – известна по всему миру. 12 ноября известный предприниматель и патриот земли Вятской отметил 60 день рождения.

В большом интервью «Кировской правде» Андрей Николаевич рассказал о том, как начинался его бизнес и как появилось название «Калинка», какие известные личности стали друзьями компании и с удовольствием носят вятские меха, а ещё – о своей мечте по созданию в областном центре нового парка…

О семейном деле

– Я уже из четвёртого поколения нашей семьи, которое занимается производством одежды. Сейчас работает уже следующее поколение: сын со своей супругой создают новые коллекции, рассчитанные на молодёжь. А в самом начале швеёй была моя прабабушка. Потом — бабушка. Мама работала в ателье и открывала наше предприятие «Калинка».

Оно работает и, считаю, достаточно активно работает. В чём-то сами диктуем моду. Продаём наши вещи по всей стране.

О «мягком золоте» Вятки

– В компании мы продолжаем вятские традиции производства меховых изделий. Вятка всегда была богата дикой пушниной. Здесь водились и соболь, и горностай, и белка. Всё это считалось «мягким золотом», которое купцы собирали, отправляли в Англию и там продавали.

Есть притча об одном из вятских купцов, который на корабле привёз в Лондон на продажу самые лучшие меха. Но англичане перехитрили его – сговорились и отказались платить за товар ту цену, которую просил продавец. И что же после этого сделал наш вятский купец? Он вывел корабль из порта и публично его сжёг. Но цену не опустил. Защитил свою честь и честь государства таким поступком. А, когда вернулся на берег, обнаружил, что там уже пустили шапку по кругу — свидетели происходившего скинулись и возместили ему все потери.

О меховом производстве в начале 1990-х

– После 1917 года вятские меховые предприятия стали государственными. В Кировской области на «Белке» и на «Метако» в своё время работали по 2-3 тысячи человек.
Мы своей семьёй тоже стали продолжать историю швейного производства. В 1991 году была основана наша компания. А ещё раньше, в 1987-м, мы открыли компанию «Зима». Она работала в Слободском и принадлежала известной тогда структуре «Молодёжный жилой комплекс» («МЖК»).

Благодаря «МЖК» можно было, например, реализовывать товары с помощью бартера. Экономика в тот момент переставала быть плановой. Товары, которые были дефицитными, просто обменивали. Так, меховые изделия от фабрики «Зима» отправлялись в Тольятти, а взамен мы получали автомобили. Машины продавали, чтобы на вырученные деньги приобрести шкурки. А иногда сразу обменивали машины на сырьё.

Было сложно. Основные поставщики – Казахстан, Узбекистан и Таджикистан тогда становились суверенными государствами. Они открывали собственные меховые производства. И получать сырьё оттуда было проблематично. Но мы всё-таки получали. Везли туда нашу готовую продукцию, стиральные машины «Вятка-автомат»… А а взамен получали необходимые меха.

О том, как разоружили бандитов с большой дороги

– Начало 1990-х – вообще сложный был период. Во-первых, появлялись разные валюты. Во-вторых, на российских дорогах процветал бандитизм. А караванам машин приходилось преодолевать очень большой путь – по 4-5 тысяч километров. В пути можно было потерять и груз, и людей.

Первопроходцами в бизнесе быть сложно. Но у нас всё шло по планам, которые мы очертили для себя.

С собой брали вневедомственную охрану — вместе с нами в машинах ехали люди с автоматами. Однажды получилось так: охранники отъехали ненадолго в столовую, а в это время вдруг появились бандиты.

Водители не растерялись и ответили им: «Сейчас старшие подъедут и вам деньги отдадут». А «старшие» приехали и наставили на «сборщиков дани» четыре автомата. У бандитов при этом только «сайгак» да пара «Макаровых» были. Пришлось им сдаваться.

Тогда нас очень сильно благодарили: оказалось, эту банду, действовавшую в Оренбурге, не могли в течение пяти лет нейтрализовать. А мы справились — взяли и разоружили.

О новых временах

– А дальше бизнес-среда стала более правильной и конкурентной. Построили фабрику. В 1998-м оснастили её швейным оборудованием фирмы Durkopp Adler.

Тогда получилось как… Курс рубля рухнул. А у нас уже был подписан контракт с немецкой компанией, и вот — после падения рублёвого курса — она передумала давать нам в рассрочку свои машины, начала контракт расторгать.

А у нас построена фабрика, люди готовы к работе. Уже были набраны кредиты и подходило время возвращать деньги. Пришлось снова кредитоваться. А в итоге, когда мы получили-таки швейные машины, они оказались некомплектными. Что… нас и спасло. Мы подготовили обращение о том, что поставка оказалась некачественной. А та сторона очень скрупулёзно ко всему подошла и даже предложила нам стать своим официальным дилером. В результате удалось оснастить наше производство и начать получать определённую прибыль от продаж оборудования.

О названии

– Мы открыли 40 филиалов по всей стране. В каждом крупном городе был магазин «Калинка». Это название выбрали на фоне всеобщего увлечения заграничными именами. Но мы-то были патриоты и ставку сделали на русское имя. Тем более тогда оно было хорошо известно не только у нас в стране, но и за её пределами, где существовали магазины «Калинка» с российскими товарами.

Уже позже знакомые бизнесмены стали советовать дать компании своё имя. Те же Владимир Довгань и Андрей Коркунов мне об этом говорили. А это – люди, выпускавшие продукцию под «именными» марками.

Довгань уже давно в Панаме живёт, но его все ещё помнят. Также и Коркунов — он уже передал этот бизнес, но имя-бренд осталось…

Более качественные изделия, которые мы шили, стали называть брендом «Морозов».
Клара Новикова тогда даже так пошутила: «Морозов раньше был «Калинкой», а когда научился шить, стал всё делать качественно, стал называться Морозовым».

О друзьях фабрики

– С приходом 2000-х годов снова произошли изменения. Открылись границы. Товары крупных корпораций из Турции, где были созданы промышленно-экономические зоны, беспошлинно хлынули в Россию.

До этого иностранцы боялись за свой товар и не везли его к нам. Что делать в такой ситуации? Мы начали выпускать эксклюзивные коллекции. Делали их два раза в год — весной и осенью. Вещи очень интересные. Стали представлять их с участием известных людей.

В числе наших друзей – Пьер Ришар, Клара Новикова, София Ротару, Александр Масляков… Слава Зайцев к нам приезжал. Он был удивлён нашей коллекции «Царская охота», представленной в Москве. Даже захотел посмотреть нашу фабрику. И действительно приехал в Киров. Прочитал лекцию в университете, а затем на фабрике встретился с нашим коллективом.

Мы были как визитная карточка региона. Производили и производим продукцию, которая нравится людям с гордостью, что это у нас на Вятке сделано. Многие ведь помнят времена, когда даже просто меховую шапку достать было сложно. И когда кировские меховые изделия отправляли первым лицам страны. Даже сохранилась коробка, в которой отправляли шапку Хрущёву.

За 32 года наша компания объехала практически весь мир. Мы представляли свою продукцию в Японии, Америке, Канаде… И везде нашей продукцией восхищались. Мы открывали выставки в Индии и Китае. Несколько показов делали в торгпредствах. В частности, в Берлине. И там многие говорили, что это – «очередная победа россиян». Потому что мы продаём не только водку и матрёшку, но и современные технологии, модные вещи класса прет-а-порте.

Нашу продукцию носят многие известные люди. Такие, как хоккеист Владислав Третьяк, боксёр и депутат Николай Валуев, певица Надежда Кадышева, телеведущий Николай Дроздов… Можно много и долго перечислять.

О туристической привлекательности региона

– От производства мы перешли к развитию туристическо-рекреационных зон. Потому что мы понимаем: когда есть производство, продукцию надо продавать, реализовывать. В том числе и туристам. А туристы должны приезжать в хорошую городскую гостиницу, в чистый город. Чтобы узнавать местную историю и приобретать товары, который производится именно здесь.

Эту идею мы продолжаем реализовывать, пусть и медленно, но двигаясь вперёд.
Хотим подарить городу и людям, живущим здесь, новый парк. Новых парков в городе давно не появлялось. Сейчас у нас есть только те, что были созданы уже давно. А нам хочется его создать.

В других регионах есть интересный опыт, когда такие парки создавались с помощью государственно-частного партнёрства. А вместе с парками появлялась и вся инфраструктура — аквапарки, гостиницы. Так было в Сочи, куда удалось привлечь компании-гиганты, которые там раньше не занимались своими проектами. Но они в итоге зашли! Именно этот вариант сейчас работает — именно партнёрство, а не просьбы «дайте нам денег».

И мы готовы работать в таком режиме, делать наш город лучше.

О «Хлыновских палатах»

– У меня есть ещё одна мечта. В своё время в 2004 году на вятском землячестве в Москве в присутствии дважды Героя Советского Союза Виктора Петровича Савиных мы собрали подписи от всех участников встречи — наших земляков о создании проекта «Хлыновские палаты». Это проект уходит глубоко в историю, потому что в своё время Аполлинарий Васнецов нарисовал идеальную деревню будущего. И эти наброски остались у Ольги Алексеевны Васнецовой.

Когда мы говорили о том, что нам надо реализовать мысли об идеальной деревне стало понятно, что это могут быть воплощённые в реальность рисунки Васнецова.
Хочется, чтобы идеальная деревня будущего появилась именно в Вятке — с деревянными домами. Ведь удивительно: мы живём в лесном краю, а у нас практически нет красивых деревянных зданий, деревень из таких домов… Если бы такие деревни появились, изменилось бы и наше сознание — нам бы было куда привести гостей, было бы на чём развить туризм, а ещё – воспитывать поколения с уважением к тому, что сделано в Вятке.

О 650-летии города Кирова

– К 650-летию хочется не только достроить наш парк. Сейчас у нас в работе коллекция одежды «В сердце любимого города». Она опять же будет связана с моментами прошлого Вятки. За основу возьмём графику нашей художницы Татьяны Дедовой, которая рисовала старую Вятку. Изображения старинных улочек и видов города перенесём на кожу – нарисуем на мехе красками.

Хотим эту коллекцию показать в юбилей города. Очень бы хотелось привлечь интерес к Кирову тем, чем мы можем, – то есть нашим творчеством. А в итоге за счёт творчества получить инвестиции.

Андрей Морозов:
– Хочется, чтобы Вятка была малоэтажной, красивой, чтобы по ней было приятно гулять, чтобы сюда было не стыдно пригласить друзей. Чтобы она была самобытной. Не могу принять небоскрёбы в центре города… Я сам бизнесмен. Прекрасно понимаю, что люди построили эти здания и заработали деньги. Но не на всём можно зарабатывать. Ведь завтра наши дети скажут: что вы такого наворотили?


Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.