Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Анна Шакина – об искусстве смотреть и искусстве слушать

Анна Шакина – об искусстве смотреть и искусстве слушать

Директор Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых в интервью «КП» – о заступнике земли вятской Николе Великорецком, кураторских экскурсиях и пеших прогулках, авангарде и мире детства.

– Анна Владимировна, последние два года связаны с ковидом и определёнными ограничениями, с которыми пришлось столкнуться и вашему музею. Но разговор всё-таки хочется начать с 75-летия Великой Победы, которое, увы, тоже выпало на пандемию…

– К юбилею, конечно, мы готовились. Запланировали выставку «Об этом помнит вся Россия» (0+) задолго до того, как узнали, что нас закрывают в связи с локдауном. Но, несмотря ни на что, выставку мы провели, открыли её одними из первых музеев в Кировской области в режиме онлайн. И это открытие увидели люди из многих регионов нашей страны, были отзывы поддержки.

На выставке мы показали работы вятских художников, живших и работавших в годы Великой Отечественной войны в родном городе; работы тех художников, которые были к нам эвакуированы. Известно, что в Кирове в эвакуации находился ленинградский Союз художников. В коллекции музея, например, есть живописные работы Евгения Чарушина «Партизаны», «Илья Муромец», написанные именно в военные годы… Мы подготовили цикл лекций «Искусство, опалённое войной», выступлений, связанных с военной тематикой. Нас включили в программу всероссийских мероприятий, посвящённых Дню Победы и организованных министерством культуры России.

– Лекции в художественном музее – это что-то новое?

– Это хорошо забытое старое. Я считаю, что искусство смотреть и искусство слушать – это именно то, к чему мы должны стремиться в нашем художественном музее… Мы берём древнерусское или декоративно-прикладное искусство, либо живопись, либо графику, и приглашаем самых разных людей, которые на выставке рассказывают, как смотреть то или иное произведение. Например, мы приглашали заслуженного художника России Николая Николаевича Пластова, который рассказывал о работах своего отца и своего деда… Или мы брали такую тему: «Эрмитаж в годы Великой Отечественной войны». Или «Судьба Новоиерусалимского музея»…

Мы знаем, например, что коллекцию музея Великого Новгорода в годы эвакуации должны были привезти в город Киров. Но так сложились обстоятельства, что она оказалась в городе Советске. Почему не доехала? В Советске, в бывшей Кукарке, было много раскулаченных купцов. Их дома пустовали – люди по какой-то причине не хотели заселяться. Эти дома и использовали под коллекцию. И раз в неделю, а то и чаще сотрудники эвакуированного музея приходили и осматривали ее сохранность. По коллекции Великого Новгорода сотрудники музея тоже готовили лекцию «Культурные ценности Новгородской земли в годы Великой Отечественной войны»…

Надо сказать, что в 2020 году был юбилей нашего музея – мы отмечали 110 лет со дня основания. И в декабре, соблюдая все правила Роспотребнадзора, провели онлайн-конференцию «Музей на карте региона: исследование, сохранение, перспективы развития, в которой участвовали сотрудники Русского музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, центра имени Грабаря, музеев Кировской области.

Выпустили интересный сборник «Музей во времени», где рассказали о поступлениях в нашу коллекцию за последние 5 лет, о реставрированных работах. Открыли выставку, которая тоже называлась «Музей во времени»: представили на ней картины художников, которые были созданы в 1910 году, в год основания нашего художественного музея.

– Начали говорить про лекции… Давайте вспомним и о кураторских экскурсиях.

– Куратор – это тот человек, который «выносил» какую-то выставку, непосредственно отвечает за неё «от и до». Естественно, он знает о предмете больше, нежели экскурсовод. Он более эмоционально рассказывает, потому что это часть его жизни, его научной работы… Конечно, зритель приходит разный. Порой очень подготовленный. А порой просто увидел информацию, и ему стало интересно. И вопросы бывают очень разные. Но в любом случае для куратора очень важно такое общение. Такая отдача, обратная связь.

– Вы были куратором выставки «Авангард. На телеге в ХХI век» (0+)?

– Одним из кураторов…

– Расскажите об этой выставке. Знаю, что есть приглашение показать ее экспозицию в столице…

– История выставки достаточно долгая… Cто лет назад, в 1921 году, в городе Советске состоялась третья передвижная художественная выставка, на которой были представлены произведения Родченко, Степановой, Удальцовой, Кандинского и многих других известных художников-авангардистов. И не только. В казанской школе живописи было представлено и так называемое реалистическое искусство. И мы воссоздали эту выставку – то есть сделали её реконструкцию, только с другим названием… Та выставка должна была пройти по семи городам Вятской губернии. Но, к сожалению, её показали только в двух городах и из-за голода, тифа и отсутствия денежных средств благополучно «забыли» в Яранске…

Благодаря «Энциклопедии русского авангарда» в 2020 году мы впервые показали её в Екатеринбурге, с условием, что в год 100-летия этой выставки обязательно покажем её в Кировской области. Сюжет об этом показали по Первому каналу, к нам приезжали специалисты и любители искусства со всей страны.

Конечно, у нас были определённые опасения, что искусство авангарда у вятского жителя не будет востребовано. Все же Киров – не город-миллионник, не крупный промышленный или учебный центр, где много художественных вузов. Но оказалось, что мы ошибались. У нас было очень много посетителей. И это в условиях пандемии.

– А откуда работы?

– База выставки – из нашего музея, больше 100 произведений. 31 произведение из Яранского краеведческого музея и 11 произведений из Слободского музейно-выставочного центра.

– То есть это всё вятские работы?

– Да, у них долгая история бытования на вятской земле. На примере нашего региона мы показали, как шло комплектование музеев в 1920-е годы в Вятской губернии произведениями одного из направлений искусства, в основе которого лежат противопоставление академическим традициям и отказ от классических канонов. Искусства авангарда.

– Ещё про одну выставку хочется спросить, связанную с редкой иконой Николая Великорецкого.

– Выставка «Заступник с берегов реки Великой» (0+) и сейчас работает – мы продлили её до начала сентября. Это красивое название придумал Александр Аронов, реставратор из Москвы, который в прошлом году побывал у нас в художественном музее… Его очень впечатлила наша коллекция. А узнав про Великорецкий крестный ход, он сказал, что у него есть знакомый коллекционер Александр Шаров, у которого есть иконы Николы Великорецкого. Один из списков, недавно отреставрирован. Это более ранний список, чем тот, что находится в Вятской епархии… Естественно, нас это заинтересовало, началась подготовительная работа. Был куратор из Москвы Наталья Алексеевна Мерзлютина. И куратор из нашего музея – Ольга Владимировна Крупина. Несколько раз мы проводили встречи, смотрели зал, обсуждали экспозицию. На свои средства коллекционер издал каталог. И мы открыли уникальную выставку, где представлены иконы, мелкая пластика, графика и живопись. То есть часть работ из коллекции нашего художественного музея, и часть работ из частных коллекций. Например, представлено произведение Виктора Михайловича Васнецова «Николай Чудотворец», которое он подарил Вятской губернии ещё при жизни – это подготовительная работа, список Николы Великорецкого. Там есть и работы Алексея Владимировича Исупова тоже на эту тему. То есть произведения с ХVI века по начало ХХ века.

– Пешие экскурсии по городу – ещё одно новшество в работе музея?

– Это выход за пределы здания музея… Надо сказать, что это началось года три назад, когда музей выиграл грант фонда Потанина. И сделал очень интересный проект «Вятка глазами художников» (0+). То есть сотрудники взяли произведения, которые хранятся в коллекции Вятского художественного музея, и условно вынесли их за пределы здания.

Например, взяли изображение Дома Витберга, – несколько художников в разные годы обращались к этому дому. И чтобы не идти в музей, можно скачать специальную программу, навести на арт-объект. И к вам выходят изображения этого объекта, которые хранятся в нашем музее разных художников. И идёт текстовой рассказ и о художнике, и об этом здании…

– Выставки, лекции, пешие экскурсии… Всё это замечательно. И всё же как художественный музей жил и работал в сложное время пандемии, в период серьезных ограничений?

– Это действительно очень сложное время. И никому не хотелось бы его повторить. Потому что мы привыкли видеть глаза наших зрителей. И произведения искусства, конечно, надо смотреть в режиме офлайн. Онлайн – это всё же не то. И нам пришлось перестроиться. Пришлось какие-то мероприятия проводить онлайн. Онлайн-лекции, онлайн–открытие выставок. На тот момент у нас не было хорошей аппаратуры, чтобы это сделать. Это сейчас мы вошли в различные гранты, закупили в том числе на свои внебюджетные средства необходимую аппаратуру. А тогда мы перестраивались, пересматривали свой формат. Учились у других музеев, которые смогли быстрее перестроиться.

– Был период, когда музей был закрыт?

– Мы были закрыты с марта по июнь. Но даже в сентябре, когда мы уже открылись, многие люди задавали вопрос: «А что? Вы уже открылись?..» Потому что даже многие федеральные музеи в это время ещё не работали. И, конечно, долгое время люди опасались идти в такие места, как музеи или театры…

– Из-за большого скопления людей…

– Да. Любая экскурсия подразумевает определенное количество посетителей. И до сих пор мы соблюдаем все правила и требования Роспотребнадзора. Встречаем наших посетителей в масках, везде расположены санитайзеры. И на открытии выставок у нас есть определённые ограничения. И, конечно же, мы прививаемся.

– Об этом поподробнее…

– Я уже сказала о том, что в летний период у нас достаточно много приезжих. Это люди из разных регионов. И чтобы не бояться различных вариантов происходящих событий, мы прививаемся. У нас больше 60 процентов сотрудников уже привилось. Полностью, двумя компонентами.

– А коллектив большой?

– 78 человек. Люди осознанно делают выбор, чтобы привиться. Есть желание пригласить по осени для вакцинации медицинских работников непосредственно в музей. Если, конечно, будет такая необходимость.

– В заключение разговора поговорим о планах, Анна Владимировна. О том, «Когда папа был маленьким…» (0+)

– Планов громадьё. С 6 по 20 августа всероссийский Васнецовский пленер. Ждём художников с нетерпением – вятским жителям всегда интересно, как творческие люди видят наш город. Они работают в Вятке. А так как в этом году музей в Рябово отмечает 40 лет со дня основания, свозим их и туда…

Несколько лет назад московский Союз художников сделал очень интересную выставку «Мир детства» (0+). Ныне этот проект состоялся и на вятской земле. На нём представлены работы от художников 1940-х до современности: детские и семейные портреты, трогательные работы ассоциативного плана, работы декоративно-прикладного искусства, графика. Работ более 80, задействован весь выставочный зал… Все мы родом из детства. Эта тема очень востребована. К тому же и название придумано очень оригинальное, привлекающее – «Когда папа был маленьким».

– Маму не обидели?…

– Ничего. Мы и о маме со временем сделаем выставку. Никого не обидим…

Анна Шакина

  • День рождения — 28 июня.
  • Родной город — Киров.
  • Учебные заведения – Кировское художественное училище, Санкт–Петербургский государственный академический институт живописи и архитектуры имени И.Е. Репина.
  • Кандидат искусствоведения.
  • В 1986 году начала свою работу в художественном музее в качестве младшего научного сотрудника.

Фото Александра Пантюхина



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.