Главная > Главное > Чимбулатский карьер: от вынужденного забвения к плановому процветанию

Чимбулатский карьер: от вынужденного забвения к плановому процветанию

По словам работающих здесь людей, причина, помимо экономического кризиса, крылась и в чехарде, устроенной сменяющими друг друга директорами.

О смене руководства

Согласитесь, когда одного руководителя, проработавшего чуть больше месяца, сменяет другой, протянувший и того меньше – всего 5 дней, о развитии производства говорить не приходится. Почувствовав нестабильность, рабочие карьера (к счастью, единицы) уволились с предприятия. Неукомплектованность кадров моментально сказалась на остальных, занятых на производстве. Воспользовались ситуацией и заказчики продукции, избрав тактику неоплаты отгруженного им щебня и минерального порошка. Жизнь на карьере вступила в фазу угасания. В ситуацию пришлось вмешаться членам областного правительства и главе региона Игорю Васильеву. Напомним, в 2006 году предприятие было акционировано, учредителем АО «Чимбулатский карьер» стало министерство государственного имущества Кировской области.

Чимбулатский карьер: от вынужденного забвения к плановому процветанию

Ставку сделали на нового руководителя – Александра Евгеньевича Калугина.

Об ошибке, которая порадовала

Коллектив карьера, узнав о назначении на должность директора 39-летнего москвича, поначалу отнесся к нему с настороженностью. Что объяснимо: предыдущие директора тоже были не местными – один с Краснодара, другой с Ростова, и долго на карьере не продержались.

– Коллектив у нас сплочённый, у большинства в трудовых книжках единственная запись – об устройстве на работу 20, а то и 30 лет назад, – рассказывает начальник смены АО «Чимбулатский карьер», председатель профсоюзной организации Андрей Валерьевич Мочалов. – Очень много трудовых династий: вслед за родителями на карьер приходили работать дети. Непрофессионалов здесь нет, и каждый специалист и рабочий на вес золота. Нового директора восприняли, скажу не лукавя, неоднозначно. Не горняк, слишком молод, к тому же из столицы. Думали, не приживётся в сельской глубинке после Москвы. Но спустя шесть месяцев его руководства предприятием с радостью признаём, что ошиблись в оценке. С приходом Калугина сразу пошли подвижки. Вопрос нехватки кадров решили, ремонт техники и оборудования возобновили, начали потихоньку закупать новые машины, строить склады и так далее. Он вдохнул в карьер новую жизнь.

Директор АО «Чимбулатский карьер» Александр Евгеньевич Калугин признаётся, что когда в марте этого года вник в ситуацию на производстве, был озадачен.

– Предприятие работало по принципу сезонности: с июня по сентябрь выпускали продукцию, а остальное время простаивали, не уделяя должного внимания ремонту техники и оборудования. Результат – два из четырёх заводов карьера были недействующими. Возникли вопросы и по добыче горной массы. К проведению взрывных работ нужна серьезная подготовка: снять верхний слой земли толщиной 15-20 метров, с помощью бурстанка сделать лунки, затем произвести взрыв, после чего вывезти горную массу из карьера на завод и т.д. Однако моими предшественниками вскрышные работы практически не велись, и я нагонял упущенные возможности весь март. Это было очень непросто, учитывая состояние техники и сложности с финансами. Только на запчасти за март было потрачено около 5 миллионов рублей. Одновременно решали вопросы с кредиторской и дебиторской задолженностям и, контроль за которыми попросту отсутствовал.

О «сюрпризах» на каждом шагу

Первый месяц работы в должности директора карьера Калугин вспоминает как самый напряжённый. Буквально на каждом шагу обнаруживались «больные» вопросы, требующие срочного решения. Причём вскрывались они как бы между прочим, настолько люди привыкли не обращать внимания на проблемы, существующие в карьере если не десятилетиями, то годами точно.

Взять, к примеру, карьерные автомобильные весы, взвешивающие отгружаемую продукцию предприятия. Калугин заметил, что показания 60-тонных весов и фиксируемая специалистом цифра расходятся. Поинтересовался, в чём дело. Оказалось, что весы врут, причём тонны в 4, и не в пользу карьера. На вопрос: «Давно врут?» – получил ответ: «Всегда врали». Пришлось в срочном порядке решать эту проблему, закупать и устанавливать новые 100-тонные электронные весы. Цена вопроса, конечно, немаленькая – порядка 1,5 миллиона рублей, но не дарить же по 4 тонны щебня каждой отгруженной машины.

О технике

Пожалуй, главной головной болью Калугина стала техника, точнее – её ремонт и необходимость покупки новой.

– По наследству мне достались два бурстанка, – рассказывает Александр Евгеньевич. – Один, что получше, советских времен производства Украины, но всё равно чиним его нещадно. С запчастями проблемы – их требовалось на 1 миллион рублей. Пытались закупить на украинском предприятии. Но, когда стали интересоваться, оказалось: где было предприятие, там – в свете последних событий – танки прошли. Сами отыскали лекала, чертежи запчастей, хотели заказать на другое предприятие, но не устроило качество. Пришлось ещё искать варианты. И вроде как нашли – установку для буровзрывных работ, правда, китайского производства, но с американскими комплектующими. Стоимость – 20 миллионов рублей. Увы, такое приобретение карьер позволить себе не может. Стали искать дальше. Остановили выбор на бурстанке на автомобильной платформе за 3 миллиона. Дёшево? Да! И вполне соответствует нашим запросам.

О разумной экономии

Рачительный руководитель Калугин старается экономить на всём, что требует неоправданных финансовых вложений. Допустим, был у предприятия старенький автомобиль «Нива», на котором ездили по карьеру начальники цехов. Впрочем, его не столько эксплуатировали, сколько ремонтировали, вкладывая немалые деньги. Калугин принял решение продать «Ниву», причем сумел сделать это за очень хорошие деньги. Вместо неё был приобретён другой автомобиль, который успешно справляется со своими задачами.

– Мы стараемся экономить разумно, – поясняет Александр Евгеньевич. – На предприятии есть очень проблемный подъёмный кран. Как рассказывали рабочие, мой предшественник приобрёл его за два с половиной миллиона рублей. Ему предлагали доплатить 100 тысяч и взять кран большей тоннажности и лучшей проходимости. Но прежний руководитель отказался, сэкономил. Я бы поступил иначе – переплатил разово, но сэкономил, взяв лучший по характеристикам кран. Наверное, у каждого своё понимание экономии. Когда мне сегодня предлагают приобрести китайскую технику, отвечаю отказом. У нас, к примеру, была альтернатива: поменять старый бульдозер с доплатой в 8 миллионов рублей на новый китайского производства, который года через три потребует ремонта, либо купить за 12 миллионов бульдозер «Либхер», который не доставит проблем лет 10 минимум. Экономить в этом вопросе я посчитал нерационально. Взяли его в кредит по очень хорошей процентной ставке, которую намерены ещё уменьшить.

Бульдозер «Либхер» стал первым крупным приобретением карьера при новом директоре предприятия. В сентябре здесь появятся два новых КамАЗа, и Чимбулатский карьер наконец-то начнёт сам доставлять продукцию до покупателей.

– КамАЗы обойдутся предприятию в 15 миллионов рублей, по лизингу. Недёшево, конечно, но на классную современную технику, к тому же очень нужную, денег не жаль, – делится планами А. Е.Калугин. – У карьера есть два КамАЗа, но довольно старых и тоже регулярно находящихся в ремонте. Пока избавляться от них всё же не планируем. У нас будет 5 единиц техники, которая способна одномоментно перевозить 200 тонн щебня при объёме его производства 1,5 тысячи тонн ежедневно. Ещё мы удачно продали китайский бульдозер и в этом году намерены приобрести новый. Одним словом, по мере необходимости и с учетом финансовых возможностей машинный парк карьера обновляется.

Об уходе от сезонности

Своеобразным ноу-хау карьера станет уход от сезонности. По словам Калугина, 2017 год – последний в истории Чимбулатского карьера, когда он работал сезонно.
– 4 месяца работы и 8 месяцев, по сути, простоя – не наш формат, – уверен Калугин. – Наша продукция востребована. В первую очередь, она необходима Кировской области, где активно идёт ремонт дорог. Учитывая, что пока нормативам соответствуют лишь 20% дорог области, а в планах ближайших трёх лет довести этот показатель до 55% и двигаться к 80%, со сбытом щебня у карьера проблем не будет. В этом году смещение сезона (затяжная весна и дождливое лето) добавило нам хлопот: щебень потребовался всем почти одномоментно. И мы сумели справиться с пиковой нагрузкой – 5 тысяч тонн щебня отгружали в сутки. И хоть за ним машины стояли в очередь, ни одного контрагента мы не подвели. И, я надеюсь, это заметно по тем темпам, с которыми идёт в области ремонт дорог.

Щебень Чимбулатского карьера востребован не только в нашем регионе. 80% производимого объёма щебня остаётся в области, 20% уходит в Нижегородскую и Костромскую области, республики Коми, Марий Эл, Татарстан. Как сообщил Калугин, руководство карьера вошло в рабочую группу министерства транспорта Нижегородской области и сегодня является одним из главных игроков севера Нижегородской области. В этом году также заключены договоры с покупателями известковой муки, используемой для раскисления почв и в качестве минеральной добавки к комбикормам для сельхозживотных, на поставку более 40 тысяч тонн на условиях 100%-ной предоплаты, что повышает показатели 2015 и 2016 годов вместе взятых. Пользуется повышенным спросом и минеральный порошок, входящий в состав асфальтобетонных и строительных смесей.

О новой продукции

В августе этого года АО «Чимбулатский карьер» запустил линию по производству активированного минерального порошка. На значимом для региона событии присутствовал глава региона Игорь Васильев. Новый продукт позволяет готовить для автодорожного строительства асфальтобетонные смеси с рядом уникальных свойств. Порошок способствует снижению водонасыщения и водопроницаемости асфальтового покрытия и снижению расходов битума на 10-20%. Также он даёт возможность готовить и класть асфальт при температуре ниже 20 градусов по сравнению со СНиП. По словам Калугина, благодаря выпуску новой для региона продукции, по предварительным подсчётам, оборот предприятия увеличится на 4,7%.

Чимбулатский карьер: от вынужденного забвения к плановому процветанию

В сентябре текущего года к 14 наименованиям продукции, выпускаемой карьером, добавится ещё одна – «Крупка». Это добавка для подкормки птиц. В настоящее время достигнута договорённость с потребителями Республики Марий Эл, что позволит в круглогодичном режиме реализовать данную продукцию объёмом до 8% от оборота предприятия.

О коллективе

Главное богатство предприятия – коллектив, насчитывающий сегодня 147 человек.

– С большинством людей я знаком лично, потому что мой кабинет всегда открыт, и каждый может войти без стука, – рассказывает Александр Евгеньевич. – Обращаются с разными просьбами: у кого-то крыша у дома обвалилась, и просят оказать материальную помощь, кому-то на свадьбу не хватает денег. Стараемся не отказывать, даём беспроцентные кредиты. Я бы сказал, с коллективом у меня особые отношения: мы крепко доверились друг другу. Я по образованию не горный инженер и всегда внимательно прислушиваюсь к людям, проработавшим не один десяток лет на карьере. Я не отвергаю их идеи, какие-то начинания, внедряю их, а затем вместе делаем выводы, насколько они себя оправдывают.

По словам председателя профсоюзной организации Андрея Валерьевича Мочалова, Калугин относится к тем руководителям, которым есть дело до каждого рабочего: устраивают ли условия работы, уровень заработной платы, вкусно ли человек накормлен, выдали ли спецодежду, всё ли хорошо у него в семье, с каким настроением он заступил на смену?

– Карьер у нас известняковый, а потому продукция, скажем прямо, дешёвая. Это не золотой прииск, – говорит А.В. Мочалов. – Затраты же по добыче щебня сравнимы с затратами по добыче каменного угля открытым способом, хотя цена угля и щебня несопоставимы. Даже толковому руководителю сложно в таких условиях сводить концы с концами. Нужно и объёмы добычи увеличивать, и технику обновлять, и много других производственных вопросов решать. Казалось бы, разве до заботы о коллективе? Но у Калугина люди в приоритете. С его приходом коллектив омолодился – приняли 20 человек. Причём претендентов на вакантные места подбирал сам коллектив. Калугин на каждой планёрке напоминал: ищите кадры. И получилось.

На вопрос: «Чем заманили молодежь на предприятие? Золотые горы обещали?» – Калугин отвечает просто: «Перспективами». Директор находил время пообщаться с каждым, объяснить, что предприятие готово дать человеку специальность, хорошую зарплату и работу.

– У меня не было цели ввести молодых ребят в заблуждение, – признаётся Александр Евгеньевич. – Говорил честно: зарплата на старте – 12-15 тысяч. Это не мало, учитывая, что средняя по Советскому району – 15-17 тысяч руб. Среднемесячная зарплата в карьере – 29 тысяч 487 рублей. Предприятие вложило деньги в их обучение. Обучали, в зависимости от специальностей, как в регионе, так и за его пределами: экскаваторщика – в Ярославле, водителей БелАЗов – в Сыктывкаре, дробильщиков в Кирове, но дистанционно. На предприятии оборудовали специальный учебный кабинет, чтобы люди не на коленке писали. Выучили. И сегодня многие уже делают первые шаги по карьерной лестнице.

О социальной миссии

Руководство Чимбулатского карьера не ограничивается заботой только о производстве. Благодаря спонсорской помощи, выделенной предприятием, отремонтирована крыша и фасад школы искусств в г.Советске, финансовую поддержку получила федерация футбола Советского района для проведения открытого превенства Советского района по футболу. При поддержке АО «Чимбулатский карьер» администрация Колянурского сельского поселения вошла в программу «Ремонт проезжей части ул. Садовой в селе Колянур». Деньги выделяло предприятие и на декоративный ремонт и подготовку к новому учебному году школы в селе Колянур. Для проведения мероприятий, связанных с 31-й годовщиной со дня аварии на Чернобыльской АЭС, предприятием была оказана материальная помощь правлению районной организации «Союз Чернобыль».

В общей сложности за первую половину 2017 года Чимбулатский карьер оказал спонсорскую помощь в сумме 205 тысяч рублей.

– Калугин – креативный руководитель, думающий не только о производстве, но и формирующий положительный имидж как своего предприятия, так и Советского района в целом, – так отзывается о директоре Чимбулатского карьера глава Советского района Сергей Николаевич Кошкин. – За полгода работы он внёс немалый вклад, к примеру, в туристическую привлекательность Советского района. Калугин организовал и провёл на территории карьера межрегиональный чемпионат по авторалли. Александр Евгеньевич помогает развивать спорт в районе: приобрёл футбольные мячи и сетки. В целом никогда не отказывает в спонсорской помощи. Он понимает, что человек живет не только работой, но и событиями, которыми наполняет свою жизнь. Калугин делает всё, что в его силах, чтобы жизнь работников предприятия была разнообразнее.

Ну и нельзя забывать, что Чимбулатский карьер – один из крупнейших налогоплательщиков: налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятия за первое полугодие составили более 9 млн. рублей.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.