Лучший вариант – создать условия, в которых школьник может проявить себя в реальной жизни и быть успешным.
По исследованиям «Лаборатории Касперского», на вопрос «Волнуетесь ли вы, что интернет окажет негативное влияние на ваших детей?» 95% родителей отвечают: «Волнуемся». Если же спросить: «Что вы делаете, чтобы обезопасить детей?», то выясняется, что большинство ничего не делают, только волнуются. А предпринимать меры всё-таки стоит…
Ограничить время выходов в Сеть
Здесь помогут сервисы, установленные на гаджет. Кстати, они не только отследят количество времени, проводимое ребёнком в Сети, но и установят наиболее часто используемые приложения, а также потребляемый контент.
Программа родительского контроля
Если ребёнок начинает выходить в интернет, следует предварительно ему объяснить, что там может встретиться что-то нехорошее. Сразу же установите программу родительского контроля, и ребёнок должен знать о том, что она установлена.
Объясните ему, что вы поставили такую программу по нескольким причинам:
- чтобы он не увидел ничего страшного;
- потому что от долгого «сидения» в интернете портится зрение;
- потому что эта программа – его защитник от опасных людей.
Безопасный поиск
Поисковые системы умеют фильтровать свои результаты, и если у вас включен безопасный поиск, то тот же «Яндекс» не выдаст ребёнку ничего опасного.
Во всех социальных сетях также есть и безопасный поиск, и настройки приватности и безопасности, их нужно настроить вместе с ребёнком – сделать так, чтобы информацию видели только друзья и чтобы возможность писать сообщения была только у друзей (а те, с кем он не дружит, не могли «троллить» школьника).
Надо ли отслеживать переписку?
Если вы знаете, что ребёнок общается в соцсетях только со своими реальными друзьями, и следите, чтобы это было так, то незачем отслеживать переписки. Но, само собой, всё, что есть в публичном доступе. – группы, общение в группах – ребёнок от взрослых скрывать не должен. И проверять время от времени – в какие группы он вступил – надо обязательно и как можно чаще.
С кем дружит ребёнок в соцсетях
Специальное программное обеспечение может сообщить родителям про новые знакомства ребёнка и отдельно подчеркнуть:
- что разница в возрасте с новым «другом» подозрительно большая;
- что с новым другом у ребёнка нет общих знакомых;
- что он добавился в группу, связанную с опасными темами.
Программы (информацию по поводу актуальных программ и версий можно найти в Сети) позволяют вам проверять всё это, даже если у ребёнка закрытый аккаунт.
В Интернет – за полезной информацией
Невозможно запретить использование компьютера или выход в интернет совсем – они понадобятся детям для учебы. Но можно показать, что компьютерные технологии созданы не только для развлечений. За монитором можно заниматься программированием, веб-дизайном и т. д.
Бороться физическими методами – отключать интернет и силой отправлять ребёнка погулять или почитать. Это не работает, новые интересы не возникают просто так.
Профилактика интернет-зависимости
Чтобы ребёнок не попал в интернет-зависимость, равно как и в любую другую зависимость, ему необходимо помочь создать условия, в которых он сможет проявить себя, быть успешным и заинтересованным. Ведь когда у ребёнка есть тысяча и один способ развлечь себя без интернета, то и сеть не нужна.
Необходимо научить ребёнка выстраивать коммуникацию: заводить знакомства, уметь высказывать своё мнение и слушать других людей, решать конфликты, находить компромиссные решения. Навыки общения пригодятся в любой ситуации – и в личной жизни, и на работе.
Причины компьютерной зависимости у подростков
- Дефицит ярких эмоций.
- Застенчивость, проблемы с общением.
- Желание доказать превосходство, получить признание.
Зависимость от компьютерных игр
- У ребенка появляется потребность играть или проводить много времени в сети, но компьютерной зависимости ещё нет.
- Интереса к другим развлечениям у ребёнка почти не остается, или они явно проигрывают в его системе приоритетов.
- Подросток не способен легко оторваться от игры, даже если захочет. Все его мысли и планы так или иначе связаны с игрой.
- Стадия десоциализации, когда ребёнок окончательно выпадает из общественной жизни. Для этого этапа характерно безразличие к своему внешнему виду, способность подолгу обходиться без еды и сна, несмотря на плохое самочувствие.
Как ограничить «компьютерное» время?
Взрослые должны сами подавать пример своему ребёнку – по максимуму ограничить использование дома (на глазах у сына или дочки) мобильного телефона. Проверить свои социальные сети или посмотреть забавные видео можно и потом…