Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Екатерина Видякина: «Кадровый вопрос важно решать комплексно»

Екатерина Видякина: «Кадровый вопрос важно решать комплексно»

Министр здравоохранения Кировской области Екатерина Видякина – о привлечении молодых специалистов в медицинские учреждения региона, реализации нацпроекта, текущей ситуации с COVID-19 и онлайн-сервисе «К врачу».

– Екатерина Эдуардовна, во время одного из еженедельных совещаний с правительством региона губернатор отметил, что «ситуация с организацией медицинского обслуживания в наших районах разная». Есть ли рецепты, как её выровнять? Какие муниципальные образования сегодня в «отличниках» в медицинском плане и с кого стоит брать пример?

– Начать нужно с того, что во всех медицинских организациях помощь оказывается на основании единых стандартов и клинических рекомендаций. Кроме того, в Кировской области создана трёхуровневая система оказания медицинской помощи. Первый уровень – учреждения первичного звена здравоохранения, это ФАПы, отделения врача общей практики, поликлиники по месту жительства. Второй – межрайонные центры и городские больницы, третий – специализированные организации. Учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, работают примерно на одном качественном уровне. Работа центральных районных больниц может отличаться в зависимости от того, является ли ЦРБ межрайонным центром. Межрайонные центры создавались на базе тех больниц, где большее количество обслуживаемого населения.

Я бы отметила организацию работы в Кирово-Чепецкой, Слободской, Омутнинской, Вятскополянской, Яранской ЦРБ. Уровень оказания медицинской помощи в межрайонном центре выше, они лучше оснащены, в каждом имеются компьютерные томографы, передвижные медицинские комплексы: маммографы, флюорографы, которые выезжают не только по своему району, но и по прикреплённым территориям.
Со всеми районами мы работаем абсолютно одинаково. Едины требования к качеству оказания медицинской помощи, её доступности. Это и разделение потоков пациентов, и работа службы неотложной помощи, доврачебных кабинетов, рациональное использование кадровых ресурсов: распределение обязанностей между фельдшерами и врачами, требования к работе в медицинской информационной системе. Со стороны нашего министерства постоянно ведётся методическая работа: селекторные совещания, распоряжения министерства, письма, регулярные выезды как с ведомственным контролем качества, так и с методической помощью. Выезжают специалисты министерства здравоохранения, главные внештатные специалисты по каждому профилю.

– Как реализуется в регионе нацпроект «Здравоохранение» и что запланировано на 2023 год? Какая аппаратура, которой раньше у нас не было, возможно поступит в регион в рамках проекта?

– Национальный проект «Здравоохранение» позволил значительно укрепить материально-техническую базу наших больниц. Мы успешно стартовали в 2019 году и уже выполнили масштабный объём работ, включая полную модернизацию детской областной больницы, оснащение Регионального и первичных сосудистых центров, онкологической службы, цифровизацию отрасли. В 2023 году его реализация продолжается. Так, по программе модернизации первичного звена здравоохранения, которая является частью нацпроекта, в районные больницы планируется поставка 211 единиц оборудования, включая дорогостоящую технику: рентген-оборудование, аппараты УЗИ и эндоскопическое оборудование. Центр онкологии и медицинской радиологии будет оснащён аппаратом для проведения однофотонной эмиссионной компьютерной томографии. Мы продолжим оснащать сосудистые центры реабилитационным оборудованием для восстановления после инсультов и инфарктов.

– Привычную электронную регистратуру в декабре сменил сервис «К врачу». Как он проявил себя в работе? Как его оценивают медики и пациенты?

– К переходу на новую информационную систему мы подготовились заблаговременно, изучив все её возможности, организовав обучение специалистов. Сервис «К врачу» более удобен в ежедневном пользовании медицинских работников, он не допускает дублирования записей, а значит меньше число сбоев. Пациенты также отмечают его удобство: стало проще записаться на приём, появилось отдельное приложение для смартфона, имеются уведомления и дневник здоровья, есть возможность записать к врачу членов семьи. Отмечу, что сервис постоянно дорабатывается. По результатам обратной связи с населением и медработниками сформирован ряд предложений, перед разработчиком уже поставлены конкретные задачи. В течение полугода доведём работу сервиса до ещё более удобного использования.

– А что, на ваш взгляд, необходимо изменить или усовершенствовать в работе первичного звена?

– Первичное звено – самый сложный раздел здравоохранения, здесь самый большой поток пациентов и объём медицинских услуг. Первоочередным является кадровый вопрос, над решением которого мы работаем постоянно. В этом помогают меры социальной поддержки: федеральная программа «Земский доктор» и региональная – «Вятский медик», предоставление служебного жилья, при этом, если работник проживает в ведомственной квартире более 10 лет и не имеет другого жилья, она может перейти в его собственность. Кроме того, имеются и меры по компенсации аренды жилья, расходов на коммунальные услуги, действует первоочередное право посещения детского дошкольного учреждения детьми медицинских работников.

Для закрепления средних медицинских работников на местах мы активно развиваем сеть подготовки фельдшеров и медицинских сестер в районах Кировской области. Сейчас группы подготовки медработников имеются в 10 районах, что позволяет приблизить место обучения к непосредственному месту жительства.

Важным направлением нашей работы является оснащение медицинских организаций современным оборудованием, в том числе в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения. Только за минувшие два года приобретено более 500 единиц медицинской техники для центральных районных больниц и их подразделений. Ведётся закупка и санитарного транспорта. В целом в рамках программы модернизации в медицинские организации первичного звена будет поставлено 405 автомобилей для выездной работы с пациентами. Улучшается и внешний облик учреждений. Капитальные и текущие ремонты проводятся во всех медицинских организациях. Активно идёт возведение модульных фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельской местности. В прошлом году в районах появилось 27 новых медицинских объектов, в этом году мы планируем строительство ещё 56 модульных конструкций.

Всё это в комплексе способствует решению кадрового вопроса, улучшению качества и доступности медицинской помощи.

– Год назад в отношении нашей страны были введены санкции. Они затронули (в числе прочего) лекарственные препараты и медицинские изделия. Удалось ли их заменить аналогами, насколько контролируема эта ситуация?

– Я бы не сказала, что мы столкнулись с какими-то глобальными проблемами в сфере лекарственного обеспечения из-за санкций. Все препараты, как широкоиспользуемые, так и редкие, для лечения орфанных заболеваний, приобретались и продолжают закупаться для наших пациентов. Если по каким-то позициям возникала дефектура, она была не продолжительной, например, из-за перерегистрации препарата, и мы этот период работали на фоне имеющихся запасов, пока препарат снова не появлялся на фармацевтическом рынке. Кроме того, пациент всегда может обратиться к лечащему врачу для корректировки лечения, замены лекарственного препарата на аналоговый.

По приобретению медицинского оборудования проблем также не наблюдалось. В рамках национального проекта «Здравоохранение» продолжало поступать дорогостоящее оборудование для специализированных центров. Так, для Центра онкологии и медицинской радиологии за четыре года было закуплено более 120 единиц оборудования, включая линейные ускорители, гамма-камеру, рентген-оборудование, для областной больницы – два ангиографа, аппараты КТ, МРТ и УЗИ экспертного класса, операционный микроскоп и другое оборудование. Запчасти для проведения ремонтов техники также приходили своевременно.

– Ещё полтора года назад главной темой новостей был коронавирус. Что можно сказать о текущей ситуации с этим заболеванием в регионе?

– Сейчас ситуация с распространением коронавирусной инфекции стабильная. Мы отмечаем с декабря небольшой прирост, как и все регионы, находимся на повышенном уровне заболеваемости. Но конечно, это нельзя сравнить с предыдущими годами. При исследовании циркулирующих штаммов выделяется «омикрон», он протекает по типу острого респираторного вирусного заболевания с высокой температурой, похож на грипп. Есть небольшой процент граждан, у которых развивается и пневмония. Летальность минимальная, и чаще всего она связана с сопутствующими заболеваниями: инфаркты, инсульты, онкология. Как и для любого вирусного заболевания важной остается профилактика: соблюдение правил гигиены, масочный режим в местах массового скопления людей, в том числе в медицинских учреждениях, вакцинация. Сейчас в регион поступила новая партия вакцины «Спутник V», она уже распределяется по всем поликлиникам региона.

– Какие новые подходы для решения кадровых вопросов появляются в регионе – не только в районах, но в областном центре? Чей опыт можно выделить в привлечении молодых и профессиональных кадров?

– Кадровый вопрос решается эффективно, когда есть четкое взаимодействие между руководителем медицинской организации и главой муниципального образования. Важно, чтобы была заинтересованность и желание работать в этом направлении и у муниципальных властей. Чем больше субъектов вовлечено в профориентационную работу, тем она будет эффективнее. Ряд муниципальных образований вводят дополнительные меры привлечения молодых специалистов. Так, Яранский район в дополнение к имеющимся федеральным и региональным выплатам предлагает муниципальную выплату в размере 500 тысяч рублей. Многие муниципалитеты подключаются в вопросе обеспечения медработников служебным жильём. А, например, в Омутнинске, большую поддержку местной больнице оказывает металлургический завод. Конечно, для молодёжи очень важно, в каких условиях они живут, какая есть инфраструктура в районном центре, места для проведения досуга и так далее. Поэтому кадровый вопрос важно решать комплексно и в разностороннем порядке.

– Обратная связь министерства здравоохранения с пациентами: как она организована? Какие каналы особенно востребованы – соцсети, прямые линии, что-то ещё?

– Каналов обратной связи с населением сейчас множество. Это организация прямых линий, интернет-приёмные, работа с социальными сетями и в платформе обратной связи. На каждое обращение мы незамедлительно реагируем и принимаем необходимые меры, в том числе организационные. К сожалению, часто сообщения в социальных сетях носят эмоциональную окраску и не содержат конкретики, то есть в принципе их невозможно отработать чётко и адресно. По сообщению из серии «всё плохо» трудно понять, кому именно и какая нужна помощь. В то же время получение обратной связи от населения – неотъемлемая часть любого процесса, поэтому этой работе мы уделяем большое внимание. Особо хочется отметить, что при возникновении любой сложной ситуации нужно в первую очередь обращаться в свою медицинскую организацию. Если нет понимания со своим лечащим врачом, всегда можно обратиться к заведующему поликлиникой, главному врачу. Каждый руководитель с готовностью придёт на помощь. Для того, чтобы разъяснить вопросы оказания медицинской помощи, руководители учреждений встречаются с ветеранскими и общественными организациями, пациентскими сообществами, формируют общественный совет. Чем больше такого взаимодействия и донесения правильной и грамотной информации до граждан, тем лучше налажена коммуникация, тем меньше возникает вопросов в социальных сетях.

Личное дело

Екатерина Видякина

  • Свой путь в медицине начала санитаркой в Кировской городской больнице № 3 (сейчас Кировская городская больница № 9).
  • После окончания медицинского университета стала врачом-пульмонологом Кировской городской поликлиники № 1, затем перешла в стационар Кировской областной клинической больницы.
  • С 2009 по 2016 годы работала в Кировской городской больнице № 4, сначала заместителем главного врача, затем главным врачом. После возглавила Кировскую городскую клиническую больницу № 1 (сейчас Центр кардиологии и неврологии).
  • До ноября 2022 года Екатерина Видякина занимала должность заместителя министра здравоохранения и курировала вопросы оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению, лекарственного обеспечения и другие.
  • С 30 января 2023 года – министр здравоохранения Кировской области.


Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.