Главная > Без рубрики > Выбор редакции > «Экономическая ситуация «разворачивает» туристов на внутренний рынок. И это не плохо»

«Экономическая ситуация «разворачивает» туристов на внутренний рынок. И это не плохо»

О необходимости развития сельского туризма в стране активно заговорили в 2016 году. Тогда была разработана концепция, определяющая пути и методы развития сельского туризма в России на долгосрочный период – до 2030 года. В последнее время данная тема всё активное звучит и на Вятке. А с чего всё началось?
Этот вопрос мы адресовали Ольге Николаевне Шабалиной.

– Начало было положено в 2016-м. Понимая, какой потенциал развития сельского туризма есть у нашей области, я обратилась в «АгроТуризм Ассоциацию» (г. Москва) и заручилась поддержкой её руководителя – Тараса Альбертовича Астахова. Следующим шагом стал поиск ресурсной площадки для развития сельского туризма в регионе. С предложением стать такой площадкой я обратилась в Кировский институт агробизнеса и кадрового обеспечения, и уже в марте 2016 года на базе института была создана Ассоциация сельского (аграрного) туризма как структурное подразделение вуза.

– Чем занимается региональная ассоциация?

– Основное направление работы – обучение. Нами разработана программа двухдневного семинара. В первый происходит знакомство с теоретическим курсом – пошаговой инструкцией о том, как правильно организовать бизнес в данной сфере с нуля. Второй день – выезд на демонстрационную площадку, где слушатели могут познакомиться с успешным опытом организации гостевого дома на реальном примере, увидеть всё своими глазами, задать вопросы. Также нами сформирован и пополняется каталог гостевых домов Кировской области. Размещение в каталоге бесплатное, достаточно просто заполнить анкету.
Другое направление нашей работы – разработка и реализация маршрутов по сельскому туризму, которое мы осуществляем совместно с турагентством «Мир путешествий». По нашим маршрутам уже проехали не только гости из Кирова, Москвы и других регионов, но и иностранные туристы.

– С чем, на ваш взгляд, в первую очередь связан рост интереса к внутреннему туризму?

– Экономическая ситуация, рост курса валют «разворачивают» туристов на внутренний рынок. Потенциальный спрос сформирован, сейчас не хватает интересных предложений: маршрутов, гастрономических туров, туров выходного дня и т.д.
Гости, а в сельском туризме турист – это гость, готовы приехать в деревню, получить новые впечатления, навыки, продегустировать блюда, приготовленные в русской печи из экологически чистых продуктов и просто отдохнуть на природе, снять стресс.

– Уже успешно реализуют проекты в области сельского туризма Калужская, Вологодская, Ярославская области, Республика Алтай… А в Кировской области сельский туризм есть?

– Конечно. На сегодняшний день в области – 19 объектов сельского туризма в разных районах. Есть лучшая региональная практика – экоусадьба «Ошеть», расположенная в 74 километрах от города в Сунском районе. В прошлом году усадьба приняла более 5000 туристов за год. И это силами одной семьи, без наёмных работников! В этом году, после открытия частной сыроварни, турпоток вырос еще на 30-35%! Гости приезжают не только из Кирова, Москвы, Казани, Перми, Коми, но и из других стран: Италии, Китая, США, Латвии, Франции, Германии, Израиля.

– При этом сельский туризм помогает решать проблему социального развития села?

– Безусловно, ведь каждый рубль, потраченный туристами в сельской местности, это доходы местного населения. Когда на территории появляется хотя бы один гостевой дом, жизнь в деревне меняется. Ремонтируются фасады, наличники, красятся заборы, местные жители чаще выкашивают траву на своей территории. Ведь они ждут гостей.
Появляются новые рабочие места – кто-то сдает напрокат лодки и другой инвентарь, кто-то оказывает услуги, проводит экскурсии, организует фольклорные программы. Вся деревня имеет возможность реализовать излишки продукции с личного подсобного хозяйства, ведь туристы с удовольствием покупают настоящее деревенское молоко, творог, яйца, овощи, грибы и ягоды! Появление альтернативных рабочих мест на селе повышает привлекательность сельской жизни для молодежи, которая столь стремительно переезжает в города. Развитие сельского туризма препятствует сокращению населения сельских территорий. Более того, оно может и должно стать точкой роста сельских территорий.

– В этом году в области прошёл конкурс «Вятская провинция – красота деревенская». «Кировская правда» стала его информационным партнёром, поэтому читателям интересно узнать результаты.

– Конкурс среди населённых пунктов, который с успехом проводится в других регионах, в Кировской области проходил впервые. Определён самый красивый малый город (им стал Слободской) и самая красивая деревня вятского края (Дворяне Яранского района).
С инициативой о проведении конкурса выступила ассоциация сельского (аграрного) туризма Кировской области. А задумывался конкурс с целью развития сельских территорий и продвижения их туристического потенциала. Соорганизаторами конкурса выступили: министерство спорта, молодежной политики и туризма Кировской области, Общественная палата региона, союз «Вятская торгово-промышленная палата», ассоциация «Совет муниципальных образований Кировской области» и ассоциация сельского (аграрного) туризма. Основные критерии конкурсного отбора – наличие интересного культурного и природного потенциала, а также выраженная инициатива самих граждан, их заинтересованность в сохранении архитектурной целостности населённого пункта, поддержании в аутентичном состоянии частных домов, усадеб и приусадебных построек, прилегающих территорий и улиц.

– Доля сельского туризма в общем объёме туристических услуг в России остается низкой. В чём причина?

– На сегодняшний день сельский туризм развивается скорее на энтузиазме, большом желании «вдохнуть жизнь» в сельские территории через развитие этой сферы. Безусловно, господдержка сельского туризма в разы ускорила бы процесс, и пример ряда российских регионов это подтверждает.

«Экономическая ситуация «разворачивает» туристов на внутренний рынок. И это не плохо»



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.